Факультативные занятия как один из компонентов дифференцированного обучения

Новое образование » Методика проведения факультативного курса "Методы решения нестандартных задач по алгебре" » Факультативные занятия как один из компонентов дифференцированного обучения

Страница 1

факультативное занятие математика нестандартное решение

Дифференциация обучения – это необходимое условие гуманизации и демократизации образования. Она предоставляет каждому учащемуся равно высокий шанс достичь высот культуры и является залогом максимального развития детей с самыми разными способностями и направлениями интересов.

Под дифференциацией понимают такую систему обучения, при которой каждый ученик, овладевая некоторым минимумом общеобразовательной подготовки, являющейся общезначимой и обеспечивающей возможность адаптации в постоянно изменяющихся жизненных условиях, получает право и гарантированную возможность уделять преимущественное внимание тем направлениям, которые в наибольшей степени отвечают его склонностям.

Анализ психолого-педагогической литературы показывает, что дифференциация обучения как общая педагогическая задача не является новой ни для нашей, ни для зарубежной школы. Необходимо отметить работы в этом направлении педагогов: Бабанского Ю.К., Кирсанова А.А., Лернева И.Я., Рабунского Е.С., Скаткина Н.М., Унт И.Э. и других; психологов: Выгодского С.Л., Гальперина П.Я., Давыдова В.В., Крутецкого В.А., Менчинской Н.А., Талызиной Н.Ф., Фридмана Л.М. и других; методистов: Гусева В.А., Капеносова А.Н., Куприяновича В.В., Метельского Н.В., Слепкань З.И., Смирновой И.М. Столяра А.А. и других. Довольно много разработок в этой области принадлежит математикам Болтянскому В.Г., Дорофееву Г.В., Колягину Ю.М. и другим.

Дифференцированное обучение имело место уже в школе дореволюционной России.

Его истоком считают фуркацию – разделение учебных планов с целью специализации учащихся, которая совместима с сохранением общеобразовательного характера школы. Уже в X1X веке проявлением фуркации было разделение учебных заведений на классические гимназии, реальные училища (технические и коммерческие), кадетские корпуса и т.д.

В конце X1X -начале ХХ столетия развернулось широкое движение за реформу преподавания математики в школе.

В то время обсуждалось несколько различных проектов типологии учебных заведений. Так, проектом министра просвещения Н.П.Боголепова предлагалась следующая типология: гимназия с 2 древними языками; гимназия с одним латинским языком; гимназия, допускающая принцип индивидуализации (для учащихся, обнаруживших успехи по какому-то предмету…); реальное училище; так называемая школа нового типа ( здесь предусматривались дополнительные занятия для детей, проявивших интерес и склонности к изучению языков или естественных наук; на старшей ступени предполагалась фуркация по трем направлениям: классическому, естественному и гуманитарному); средняя школа с бифуркацией (гуманитарным отделением и реальным отделением) – по существу, предполагалось соединение в одной школе двух типов учебных заведений: гимназии и реального училища.

Вопросы, связанные с реформой преподавания математики, дискутировались на знаменитых съездах преподавателей математики 1911-1914 гг. В резолюции первого съезда говорится ”съезд признает желательной подробную разработку вопросов о такой организации преподавания в средней школе, которая, сохраняя общеобразовательный ее характер, допускала бы специализацию старших классов, приноровленную к индивидуальным способностям учащихся”[1].

Этим идеям не суждено было сбыться в то время. Вскоре началась революция, гражданская война и перестройка всей системы народного образования.

В 20-30-ые годы существовали школы с сельскохозяйственным и промышленным уклоном, что отвечало требованиям времени. Но это была скорее профессионализация, а не дифференциация обучения.

Новое движение за модернизацию среднего образования в нашей стране началось в конце 50-х гг. XX века. Тогда появился новый термин –“дифференциация” обучения. (Виды и формы дифференциации показаны на схеме 1 ).

Схема 1.

Специализированные школы и классы с углубленным изучением ряда предметов стали проявлением дифференциации

В 1966-1968 годах появилась еще одна форма дифференцированного обучения - факультативные занятия по различным предметам. Они давали возможность 1-2 часа в неделю дополнительно работать со школьниками, проявляющими повышенный интерес и способности к определенным предметам, в частности к математике. Такие факультативные занятия являются наиболее динамичной разновидностью дифференциации обучения.

Всесоюзный съезд работников народного образования (1988г.) стал точкой отсчета новой реформы образования, где была принята Концепция общего среднего образования. Гуманизация и демократизация были провозглашены основными направлениями развития школы. Одной из первоочередных задач была признана самая широкая дифференциация обучения, направленная на развитие индивидуальных, творческих запросов учащихся и реализацию всех природных задатков и склонностей личности.

Страницы: 1 2

Новые статьи:

Законодательная основа практической социально-педагогической деятельности
Законодательной основой практической деятельности социального педагога являются: 7. Конвенция ООН о правах ребенка 8. Конституция Российской Федерации 9. Закон "Об образовании" 10. ряд других законов и нормативно-правовых документов. В начале 90-х годов были приняты и начали реализовывать ...

Особенности воспитания любви к природе у дошкольников в различные времена года
Летом. Далеко ли можно уйти летом с малышом? Гигиенисты считают, что в шесть лет ребенок может проходить «по прямой» до двух с половиной километров. Нормы эти, безусловно, примерны. Многое ведь зависит от физического состояния, от тренированности ребенка. Нормы и весьма изменчивы. Расстояние, котор ...

Сущность, структура и виды самостоятельной работы
Известно, что основная цель самостоятельной деятельности на уроках - научить школьников мыслить, анализировать, обобщать и усваивать учебный материал. Самостоятельная деятельность формируется различными средствами, из которых наиболее распространенным является самостоятельная работа. Многие ученые, ...

Разделы

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.detailededu.ru