Психологические особенности детей с легкой степенью умственной отсталости

Новое образование » Особенности коммуникативных барьеров у детей с легкой степенью умственной отсталости » Психологические особенности детей с легкой степенью умственной отсталости

Страница 3

Так же, касаясь неустойчивости детей с легкой степенью умственной отсталости, можно взять во внимание расстройства поведения, нередко имеющие название девиантное поведение. Д.Н Исаев отмечает, что эти определения с некоторыми добавлениями могут быть приняты и для оценки отклонений поведения умственно отсталых детей и подростков. (Исаев Д.Н., 2003).Диагноз нарушенного поведения обычно основывается на чрезмерной драчливости или хулиганстве, жестокости к другим людям или животным, тяжелых разрушениях собственности; поджогах, воровстве, лживости, прогулах в школе и уходах из дома, необычно частых и тяжелых вспышках гнева, вызывающем провокационном поведении, откровенном постоянном непослушании.

Из всех учеников с умственной отсталостью, выпускаемых коррек-ционными учебными заведениями, – около половины с нарушениями поведения.

Они обращают на себя внимание нарушением социальных норм, а также режима и правил, принятых в школах. Их поведение не соответствует получаемым советам и рекомендациям, они игнорируют требования и приказы. Действия и поступки отличаются от поведения тех, кто, даже несмотря на свою интеллектуальную неполноценность, укладывается в нормативные требования семьи, школы и общества.

Разнообразие форм расстроенного поведения требует их систематизирования. Международная классификация болезней (МКБ-10, 1992) ссылается на то, что «…умственно отсталые лица чаще становятся жертвами эксплуатации и физических и сексуальных оскорблений. Адаптивное поведение нарушено всегда, но в защищенных социальных условиях, где обеспечена поддержка, это нарушение у больных с легкой степенью умственной отсталости может не иметь явного характера».

Расстройство поведения, ограничивающееся семьей

, включает антисоциальное или агрессивное поведение, проявляющееся только дома и / или во взаимоотношениях с родителями и родственниками.

Несоциализированное расстройство поведения

характеризуется сочетанием упорного антисоциального или агрессивного поведения с нарушением социальных норм и со значительными нарушениями взаимоотношений с другими детьми. Оно отличается отсутствием общения со сверстниками и проявляется в изоляции от них, отвержении ими или непопулярности, а также в отсутствии друзей. По отношению к взрослым проявляют несогласие, жестокость и негодование.

Социализированное расстройство поведения

отличается тем, что асоциальное или агрессивное поведение возникает у общительных детей и подростков. У них длительные взаимоотношения со сверстниками, они входят в группу сверстников. Со взрослыми, представляющими власть, отношения плохие. Сюда включаются групповая делинквентность, прогулы школы.

Оппозиционно-вызывающее расстройство

определяется наличием негативистического, враждебного, вызывающего, непослушного, грубого, провокационного поведения. Дети игнорируют правила и просьбы взрослых, намеренно им досаждают. Обычно они раздражены, обидчивы, обвиняют других людей за свои ошибки и трудности.

В.В. Ковалев описывает 4 варианта психогенных патологических формирований личности (ППФЛ): 1. Патохарактерологическое формирование, развивающееся под влиянием уродливого воспитания и хронических психотравмирующих ситуаций. 2. Постреактивное формирование, возникающее после тяжелых и затяжных реактивных состояний. 3. Невротическое формирование, образующееся в ходе затяжных неврозов. 4. Дефицитарное формирование, наблюдающееся у детей и подростков, имеющих различные физические дефекты (слепота, глухота, ДЦП, аномалии развития) или хронические инвалидизирующие заболевания (пороки сердца, костный туберкулез и др.), сопровождающиеся дефицитом сенсорной информации и социальной депривацией. В их образовании играют роль реакция личности на дефект, неправильное воспитание в семье,

а также нарушение развития различных психических функций, клинико-психопатологические варианты ППФЛ: аффективно-возбудимый, тормозимый, астенический, истероидный, неустойчивый, псевдошизофренический варианты.

А.Е. Личко признает существование у подростков следующих форм нарушенного поведения: побегов из дому и бродяжничества, ранней алкоголизации, девиации сексуального поведения, делинквентного и суицидального поведения.

Более тяжелые и стойкие нарушения поведения, как правило ведущие к социальной дезадаптации, систематизированы О.Е. Фрейерозым (1970). У легко умственно отсталых он выделяет 4 формы нарушений формирования личности (психопатий): 1) возбудимые; 2) истерические; 3) неустойчивые; 4) астенические.

1. Возбудимые умственно отсталые подростки характеризуются состояниями аффективного возбуждения, злобно-негативистической установкой в отношении окружающих, конфликтностью, грубо-демагогическим поведением в коллективе, жестокостью.

2. Истерический характер у умственно отсталых подростков проявляется пониженным фоном настроения, отрицательной установкой в отношении окружающих, истерическими «разрядами» (криками, воем, нанесением себе повреждений), параличами, афонией, астазией-абазией, агрессией, хвастовством, шутовством, клоунадой, эгоцентризмом.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Новые статьи:

Формирование модели специалиста в системе непрерывного образования
Европейский саммит, прошедший в Лиссабоне в марте 2000 г., определил 6 ключевых принципов непрерывного образования. Главной идеей непрерывного образования, как учения длиною в жизнь, Европейская комиссия и страны ЕЭС определили всестороннюю учебную деятельность, осуществляемую на постоянной основе ...

Функциональные электроактивные материалы в содержании учебного процесса магистратуры ХФ
Данная глава посвящена рассмотрению роли и места таких интересных в практическом отношении и широко востребованных в настоящее время электроактивных материалов содержании обучения студентов и магистрантов ХФ. Первая часть главы относится к собственно электроактивным материалам, их значению в практи ...

Диагностика уровня социальной адаптации детей младшего школьного возраста в школе-интернате
Диагностико-экспериментальная часть нашей работы была проведена в рамках волонтерской деятельности в школе-интернате № 3. Респондентами стали 2 класса – 4 и 5, дети в возрасте 10 и 11 лет. Для диагностики социальной адаптации детей-сирот в условиях школы-интерната применялись следующие методы иссле ...

Разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.detailededu.ru