Общие сведения о науке

Страница 1

"Наука" - сложное и многогранное понятие, существует множество ее определений. Воспользуемся определением М.Ф. Трифоновой (1993): "Наука - это исторически сложившаяся и непрерывно развивающаяся на основе общественной практики система знаний о природе, обществе и мышлении, об объективных законах их развития". Наука является результатом многовекового развития познавательной деятельности человечества, активно преобразующего свой мир в интересах, и представляет собой процесс непрерывно углубляющегося познания законов реального мира.

По мнению многих исследователей, основной признак, главная функция и цель науки - познание объективного мира. Материалистический взгляд на науку определяет ее преемственность, основанную на обобщении человеческой практики. Наука развивается на базе данных, накопленных предыдущими поколениями.

Предмет науки - различные формы движущейся материи, а также формы их отражения в сознании человека (Глушенко, 1998). Исходя из фактов действительности, наука дает правильное объяснение их происхождению и развитию, раскрывает существенные связи между явлениями, вооружает человека знанием объективных законов реального мира в целях их практического применения. Для науки характерно диалектическое сочетание процессов ее дифференциации и интеграции.

Ведущая закономерность в развитии науки - преемственность. Последующие поколения овладевают всей совокупностью накопленных научных знаний. Для этого они используют материалы, в которых научные данные обработаны и систематизированы. Поэтому для развития науки каждое поколение ученых должно не только получать новые научные данные, но и проводить огромную работу по систематизации всей суммы знаний своего и всех предшествующих поколений.

На основании многочисленных исследований в области науковедения выделяют следующие функции науки, представленные в таблице 1 (Зязюм, 1989).

Таблица 1

Функции науки

Функции

Характеристика функций

1

Системообразующая

Создание концепций и теорий на основе разрозненных факторов, сведений, знаний

2

Аналитическая

Осмысление, анализ и оценка реальной действительности

3

Моделирующая

Создание идеальных схем и моделей, процессов и явлений

4

Оптимизирующая

Обеспечение оптимального решения проблем, стоящих перед человечеством

5

Ориентационная

Осведомленность в условиях реальной жизни, практики и в человеческих отношениях

6

Прогностическая

Научное предсказание процессов и явлений, происходящих в реальной жизни

7

Информационная

Обеспечение связи и взаимопонимания между странами, сферами деятельности людей

8

Инновационная

Проникновение открытий в науку, практику культуру и образование

Страницы: 1 2

Новые статьи:

Проблема соотношения изучения социального опыта и формирования собственного опыта учащихся в различных видах деятельности
Уже достаточно давно сформировался взгляд на содержание образования как на социальный опыт, включающий знания, умения и навыки, опыт творческой деятельности, нравственные и другие социальные ценности. Принято считать, что этот опыт представлен в содержании учебных предметов. Но содержание школьного ...

Разработка плана-конспекта уроков ИЗО по программе Б.М. Неменского
План-конспект урока в 6 классе, по программе Б.М. Неменского Тема урока: «Натюрморт» Цели и задачи: - формирование интереса к предмету; - воспитание эстетического вкуса; - развитие навыков к выполнению конструкции предметов; грамотному построению и выполнению рисунка; - познание композиционного рас ...

Система работы с гиперподвижными детьми в дошкольном учреждении и семье
Рекомендации для педагогов и родителей детей с проявлениями гиперподвижного поведения, а так же система работы с гиперподвижными детьми в дошкольном учреждении: Ø «Принципы работы с гиперподвижными и гиперактивными детьми в дошкольном учреждении»; Ø «Рекомендации родителям гиперподвиж ...

Разделы

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.detailededu.ru