Современные педагогические технологии

Страница 2

Учение без принуждения реализуется через:

· требовательность без принуждения, основанную на доверии;

· увлеченность, рожденную интересным преподаванием;

· замену принуждения желанием, которое порождает успех;

· ставку на самостоятельность и самодеятельность детей;

· применение косвенных требований через коллектив.

Суть нового индивидуального подхода состоит в том, чтобы идти в системе образования не от учебного предмета к ребенку, а от ребенка к учебному предмету, идти от тех возможностей, которыми располагает ребенок, учить его с учетом потенциальных возможностей, которые необходимо развивать, совершенствовать, обогащать. Новая трактовка индивидуального подхода включает:

· отказ от ориентации на среднего ученика;

· поиск лучших качеств личности;

· применение психолого-педагогической диагностики личности (интересы, способности, направленность, Я-концепция, качества характера, особенности мыслительных процессов);

· учет особенностей личности в учебно-воспитательном процессе;

· прогнозирование развития личности;

· конструирование индивидуальных программ развития, его коррекция.

Реализация учителем личностного подхода (по Г.К. Селевко — Н.К. Тихомировой) заключается в следующих положениях:

· Видеть в каждом ученике уникальную личность, уважать ее, понимать, верить в нее.

· Создавать такую обстановку учения, в которой каждый ученик чувствовал бы себя личностью, ощущал бы внимание к нему.

· Исключить принуждение, а также всякое выделение отставания и других интересов ребенка, понимать причины детского незнания и неправильного поведения и устранять их, не нанося ущерба личному достоинству ребенка.

· Организовывать «атмосферу успеха», помогать детям учиться победно, обретать уверенность в своих силах и способностях.

· Учить школьника видеть личность как в самом себе, так и в каждом из окружающих, развивать сознание причастности к своему коллективу и к социальному целому.

· Завоевывать уважение и доверие учеников, для чего относиться к себе самому как к личности и быть личностью.

Дидактический активизирующий и развивающий комплекс.

Дидактический комплекс педагогики сотрудничества включает многочисленные идеи развития детей, активизации и интенсификации учебного процесса, усовершенствования содержания и структуры учебного материала, применения современных информационно-технических средств обучения и т.д.

Дидактический активизирующий и развивающий комплекс педагогики сотрудничества открывает новые принципиальные подходы и тенденции в решении вопросов, «чему» и «как» учить сегодня детей:

• содержание обучения рассматривается как средство развития личности, а не как самодовлеющая цель школы;

• обучение ведется, прежде всего, обобщенным знаниям, умениям и навыкам и способам мышления;

• происходят объединение, интеграция школьных дисциплин;

• развиваются вариативность и дифференциация обучения;

• используется положительная стимуляция учения.

Совершенствование методов и форм учебного процесса раскрывается в целом ряде дидактических идей, используемых в авторских системах педагогов-новаторов:

• в опорных сигналах В.Ф. Шаталова;

• в идее свободного выбора, опережающего обучения С.Н. Лысенковой;

• в идее крупных блоков П.М. Эрдниева;

• в интеллектуальном фоне класса В.А. Сухомлинского;

• во всестороннем развитии личности по Л.В. Занкову;

• в системе развития творческих и исполнительских способностей по

И.П. Волкову;

• в зоне ближайшего развития Л.С. Выготского; .

• в развивающем обучении Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова;

• в игре как средстве демократизации личности Д.Б. Эльконина;

• в идеях гармонизации и гуманитаризации образования Е.Н. Ильина,

Б.М. Неменского, педагогике здорового развития Б.П. и Л.А. Никитиных и др.

Концепция гуманистического коллективного воспитания.

Концептуальные положения педагогики сотрудничества отражали важнейшую тенденцию развития воспитания в советской школе:

· сочетание индивидуального и коллективного воспитания;

· превращение школы Знания в школу Воспитания;

· постановка личности школьника в центр всей воспитательной системы;

· гуманистическая ориентация воспитания, формирование общечеловеческих ценностей;

· новые субъект-субъектные отношения участников педагогического процесса: сотрудничество, сотворчество, соуправление, сопереживание, сочувствие;

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Новые статьи:

Нравственная позиция воспитателя: сущность, понятие, содержание
В отечественной науке в качестве основополагающего компонента в модели личности педагога выделяют позицию педагога, которую включает профессионально-нравственные установки и качества личности, определяющие ее мотивационное ядро, мировоззренческую, профессионально-педагогическую, познавательную и нр ...

Кальций и его распространенность в природе
Кальций (Calcium) Ca – химический элемент периодической системы элементов Д.И. Менделеева с порядковым номером 20 и атомной массой 40,08 а.е.м. Природный кальций образован 6 стабильными изотопами: кальций – 40 (96,94%), кальций – 44 (2,09%), кальций – 42 (0,067%), кальций – 48 (0,187%), кальций – 4 ...

Становления музыкальности на разных возрастных этапах дошкольного детства
От чего зависит музыкальность человека? Подчеркнем мысль Б. М. Теплова о том, что музыкальность человека «зависит от его врожденных индивидуальных задатков, но она есть результат развития, результат воспитания и обучения» (38). Это подтверждают и другие исследователи. Например, К. В. Тарасова пишет ...

Разделы

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.detailededu.ru