Дидактические средства, используемые на уроках литературного чтения для самостоятельной работы

Страница 5

В современных условиях основной целью образования становится общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающие такую ключевую компетенцию как «умение учиться». Образование, полученное в начальной школе, служит фундаментом для последующего обучения. В связи с этим возникает необходимость его совершенствования. Современная начальная школа ориентирована на воспитание личности, характеризующееся творческим отношением к деятельности, критичностью мышления и самостоятельностью.

Как известно в последние годы отмечается факт, стремительного роста общего объема знаний, которым располагает человечество. Сам процесс приобретения знаний, активный, творческий не сводится к простому изучению, усвоению информации, исходящей от учителя, а чтобы у учащихся с самых начальных этапов обучения формировалась способность к самостоятельному приобретению знаний. Самостоятельность, прежде всего, сводится к разрешению противоречий между знакомым и незнакомым. Наиболее эффективно разрешение этого противоречия в форме самостоятельной деятельности учащихся. Как установили психологи, самостоятельное разрешение проблемы имеет ряд преимуществ:

1. Оно учит мыслить логично, научно, творчески.

2. Делает учебный материал более доказательным и убедительным для учащихся, формирует не просто знания, а знания – убеждения, что служит основой для формирования научного, диалектико-материалистического мировоззрения.

3. Содействует формированию прочных знаний, так как, материал, самостоятельно добытый учащимися, прочно сохраняется, а если и забывается, то его очень легко восстановить, повторив ход рассуждения и аргументации.

4. Формирует элементарные навыки поисковой, исследовательской деятельности.

Для повышения эффективности самостоятельной работы учащихся, весьма важно, чтобы в учебном процессе, наряду с внешней связью, существовала внутренняя обратная связь. Под ней подразумевается та информация, которую ученик сам получает о ходе и результатах создания внутренней обратной связи во время самостоятельной работы - использование элементов самооценки.

Для учителя важно, чтобы программа, заданная на уроке была выполнена в классе всеми учащимися. Каждый ребенок индивидуален, поэтому учитель должен помнить о том, что требуется создать такие условия, в которых наиболее полно может осуществиться развитие индивидуальности ребенка. Учащиеся с низкой успеваемостью тоже способны работать самостоятельно. В отличие от сильных учеников они нуждаются в большей помощи со стороны учителя. Главная трудность для этих ребят – правильно определить этапы действий, последовательно и логически стройно раскрыть содержание, важнейшие задачи. Бывает и так, что некоторые дети отказываются от самостоятельного, познавательного поиска, ждут помощи учителя. Усиление активной умственной деятельности учащихся в процессе их самостоятельной работы достигается при условии, если учитель правильно организует эту работу и умело руководит во время индивидуального подхода.

Анализ педагогического опыта и результатов исследований позволяет констатировать, что рационально организованная и систематически проводимая учителем на занятиях самостоятельная работа способствует овладению всеми учащимися глубокими и прочными знаниями, активизации умственных операций, развитию познавательных сил и способностей к длительной, интеллектуальной деятельности. Учащиеся могут самостоятельно осваивать современные дистанционные программы обучения. Они постепенно овладевают процессом самостоятельного и целенаправленного проектирования своего жизненного пути на основе сформированных ЗУНов, свободного самостоятельного выбора с учетом потребностей социума.

Страницы: 1 2 3 4 5 

Новые статьи:

Методика определения готовности к школьному обучению М.Н. Костиковой
В основу методики определения готовности к школьному обучению М.Н. Костиковой положена идея, что наиболее прогностичным будет такое обследование ребенка, которое позволит получить информацию о процессе решения диагностических заданий и о тех видах помощи, которые необходимы для успешного их выполне ...

Социальная поддержка семьи
Прежде всего, семьи алкоголиков – это, как правило, малообеспеченные семьи. Они нуждаются в различных социальных пособиях и субсидиях, предусмотренных Федеральным законом от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ "О государственной социальной помощи", Федеральным законом «О государственных пособиях г ...

Сравнительный анализ методик обследования мышления и речи дошкольников
Одним из самых известных текстов для измерения уровня интеллектуального развития является тестирование по шкале интеллекта Дэвида Векслера. Оно позволяет получить полную картину интеллектуальной сферы человека. В России методика была адаптирована в Институте им. В. Бехтерева.Wais- методика индивиду ...

Разделы

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.detailededu.ru