Дидактические средства, используемые на уроках литературного чтения для самостоятельной работы

Страница 2

Своеобразие самостоятельной работы с дидактическим материалом состоит в том, что в ходе этой работы дети имеют дело с вещами, предметами. Они могут их держать в руках, складывать, перекладывать, комбинировать и т.д. Все это открывает большие возможности для удовлетворения потребности маленьких детей все трогать, все ощупывать, для формирования моторного чувства.

Значение работы с дидактическим материалом трудно переоценить. С помощью раздаточного материала дети закрепляют полученные знания и навыки, приобретают умение работать самостоятельно. В работе с дидактическим материалом дети приобретают способность различать и классифицировать материал, делать обобщения, что чрезвычайно важно при овладении знаниями. С помощью дидактического материала воспитываются эстетические чувства, вкусы маленьких школьников. Выполняя самостоятельные задания с применением дидактического материала, учащиеся приучаются к определенному порядку, вырабатывают точность в выполнении задания. Кроме этого, в процессе упражнения с дидактическим материалом совершенствуется темп работы ребенка.

Учитель сам подбирает необходимый дидактический материал. Для этой цели он творчески использует различные, уже созданные наглядные пособия, а также настольные игры, книжки-раскраски, красочные открытки, старые буквари и т.п.

К техническому оформлению материала (вырезывание, наклеивание на картон) привлекаются старшие учащиеся, которые работают под руководством учителей начальных классов. Приготовленный материал классифицируется учителем, распределяется по классам.

Конечно, перечисленные виды дидактического материала не исчерпывают всего многообразия раздаточных пособий, которые применяются при обучении русскому языку.

Учитель подбирает дидактический материал в таком количестве, чтобы его хватило на каждого ученика. Каждому ученику предоставляется возможность работать самостоятельно.

Дидактический материал является эффективным средством повышения активности учащихся в процессе обучения. Особенно необходим дидактический материал для организации самостоятельной работы учащихся при закреплении и углублении знаний и навыков, для развития устной и письменной речи.

Опыт творчески работающих учителей, постановка специальных экспериментальных уроков убеждает в том, что активизация методов обучения выражается в сочетании словесного преподавания с методами демонстрации, экскурсии, приемами самостоятельной работы. Эти методы обучения вызывают разнообразную деятельность учащихся; дети слушают речь учителя и товарищей, учатся излагать свои знания в связном рассказе, наблюдают и описывают результаты наблюдения, учатся работать с книгой.

1. Тетради по литературному чтению

В связи с обучением чтению необходимо более подробно остановиться на письменных работах детей. Самостоятельная работа детей с книгой не может ограничиться выполнением устных заданий. Старинное изречение гласит: «Кто записывает, тот дважды читает». Творчески работающие учителя рано начинают учить своих учеников читать книгу, как говорится, «с карандашом в руках». Чем старше становится учащийся, тем больше растет его интерес к чтению, больше он читает, и ему следует делать записи о прочитанном.

Во II классе ученик должен уметь записать фамилию автора, назвав книги, записать имена главных героев и хотя бы тему произведения. По программе внеклассного чтения от второклассников требуется уметь записать данные о книге с титульного листа, вести простейший каталог любимых книг (в тетради).

Все виды письменных заданий связаны преимущественно со списыванием, что исключает орфографические ошибки в письменных paботах детей, обогащает речь учащихся примерами образного слова, содействует более глубокому восприятию читаемого.

Записи в связи с прочитанным второклассники делают в тетрадях по чтению в классе под руководством учителя. Выполнению письменных заданий предшествует подробная инструкция учителя, предварительное коллективное выполнение отдельных заданий, и затем уж самостоятельная письменная работа учащихся.

Задания для письменной работ в связи с чтением:

Записать фамилию писателя название рассказа. Фамилии, имена и отчества известных русских и советских писателей дети записывают в тетрадях полностью.

Страницы: 1 2 3 4 5

Новые статьи:

Законодательная основа практической социально-педагогической деятельности
Законодательной основой практической деятельности социального педагога являются: 7. Конвенция ООН о правах ребенка 8. Конституция Российской Федерации 9. Закон "Об образовании" 10. ряд других законов и нормативно-правовых документов. В начале 90-х годов были приняты и начали реализовывать ...

Коррекционная работа по формированию мышления и речи детей с ЗПР
Мышление ребёнка формируется в процессе различных видов деятельности (предметной, игровой), общения, в единстве с процессом овладения речью. В процессе действия с предметами у дошкольников проявляется мотив собственных высказываний: рассуждений, умозаключений. На этой основе формируются образы-пред ...

Взаимодействие семьи и школы как фактор успешной социализации ребенка
В современных условиях социально-экономического кризиса, семья переживает трудности в полноценной реализации культуры человеческих отношений, которые выражаются в активной адаптации к условиям современного рынка и в возможности моделирования своего жизненного пути. Человек не рождается личностью. Р ...

Разделы

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.detailededu.ru