Общая характеристика речевого развития детей с умеренной умственной отсталостью

Новое образование » Коррекционно-развивающая работа на логопедических занятиях с умственно отсталыми учащимися » Общая характеристика речевого развития детей с умеренной умственной отсталостью

Страница 1

В данном параграфе рассматриваются понятия «умственная отсталость», «умственно отсталые дети», «имбецильность»; причины речевых нарушений олигофренов и общие логопедические подходы к ним; особенности расстройства речи у олигофренов сравнительно с нормой и особенности развития детей с умеренной умственной отсталостью.

Раннее органическое поражение центральной нервной системы приводит в большинстве случаев к грубому недоразвитию речи и всех её функций у детей с умственной отсталостью (4, с.35).

Умственная отсталость – стойкое психическое недоразвитие, имеющее сложную структуру; при умственной отсталости наблюдаются: ведущая недостаточность познавательной деятельности (в первую очередь абстрактного мышления, процессов обобщения и отвлечения) и нарушение динамики нервных процессов (инертность психики), а также вторичные отклонения - недоразвитие речи, эмоционально-волевой сферы, отклонения в физическом развитии и поведении (10, с.410).

Умственно отсталые дети - дети, у которых наблюдается умственная отсталость (10, с.411).

У таких детей медленно образуются и закрепляются речевые формы, слабо выражена самостоятельность в речевом творчестве, наблюдаются стойкое фонетическое недоразвитие, доминирование в речи имён существительных, недостаточное употребление слов, обозначающих действия, признаки и отношения. Снижена речевая активность (4, с.36).

Несколько слов о причинах речевых нарушений у олигофренов и общих логопедических подходах к ним.

Вследствие общего понижения корковой реактивности, тонуса у олигофренов ослаблены кортикальные процессы возбуждения и особенно торможения, в свою очередь вызывающие в подкорке у одних повышенную, у других пониженную тормозимость. Поэтому условные рефлексы у олигофрена развиваются медленно и отличаются неустойчивостью, предел работоспособности его низкий. Важнейшими же для развития речи факторами являются обусловленная нарушением мозга недостаточность высшего анализа и синтеза и связанная с этим ограниченность познавательного процесса.

У олигофренов дело не в плохой памяти, как иные полагают, а в косности навыка, который применяется и в несоответствующих случаях.

Такое состояние высшей нервной деятельности олигофрена требует особых методических подходов к нему в процессе логопедической работы, прежде всего частых передышек, переключений, ярких, конкретных то более сильных, то более слабых раздражителей, осознания им изучаемых артикуляций, звуков и их значения в речи путём систематических наблюдений над ними и разъяснений со стороны логопеда.

Следует также учитывать нередко имеющиеся у этих детей расстройства слуха и зрения.

Особенности расстройства речи у олигофренов сравнительно с нормой:

1) Расстройства речи у них почти исключительно обусловлены факторами патологическими и выражаются в речевой отсталости в целом, в речедвигательных расстройствах, тесно связанных с нарушением общей моторики, в недостаточности фонематического слуха.

2) Чрезвычайная неустойчивость и изменчивость звуков речи, распространённость неуместного смягчения их, частое выпадение гласных и согласных звуков (при скоплении последних в слоге), дисграфии, часто обусловленные неправильным произношением.

Так, А. И. Яунберзинь выявила в 3-7-ых классах вспомогательной школы 22 % учеников, делающих ошибки в письме, обусловленные смешением звонких и глухих звуков (у детей 2-го класса массовой школы-8 %), среднее же число письменных ошибок у олигофрена в 8 раз больше, чем у нормального ученика. Это подтверждается и работой Р. Я. Журавлевой.

Хотя фонетические нарушения у олигофренов внешне носят характер инфантильности, но по природе своей не могут отождествляться с своеобразием детского произношения (24, с.301-302).

Общее нарушение интеллектуальной деятельности умственно отсталого ребёнка, нередко осложнённое недоразвитием его слухового и речедвигательного анализаторов, приводит к значительным затруднениям в овладении речи, но и в характере её формирования (3, с.51).

Страницы: 1 2

Новые статьи:

Организация и методы исследования
Для проверки гипотезы было проведено исследование уровня познавательной готовности к школе на базе дошкольных учреждений № 70, 71 г. Нижнекамска среди детей дошкольного возраста с нарушением зрения, февраль-май 2012 года. Выборка составила 15 человек. Параллельно было проведено исследование уровня ...

Семья как социально-психологический фактор воспитания
Своеобразным коллективом, который играет существенную роль в воспитании личности, является семья. Семья играет в воспитании основную, долговременную роль. Доверие и страх, уверенность и робость, спокойствие и тревога, сердечность и теплота в общении в противоположность отчуждения и холодности - все ...

О задачах и проблемах учеников в инокультурной среде
Первая задача для человека, попавшего в инокультурную школу, это учить язык, на котором ведется преподавание. В школах в этом почти не помогают, и школьнику приходится просто впитывать этот язык из среды самому, сначала очень пассивно, а позже понемногу начиная самому использовать запомнившиеся сло ...

Разделы

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.detailededu.ru