Словесная картина статична. Ошибка многих школьников состоит и том, что они статичное изображение подменяют динамическим и в одной картине сливают несколько, тем самым словесное рисование подменяют пересказом.
Точному выбору слов при «рисовании» картины помогает лексико-стилистический анализ авторского текста. Учитель обращает внимание на слова и словосочетания, употребленные автором.
Графическое рисование чаще всего учащиеся выполняют дома. Выбирают отрывок, который будут иллюстрировать, еще раз его внимательно перечитывают и рисуют. По иллюстрациям учащихся на уроке проводится выборочное чтение, что позволяет закрепить связь слова и образа.
Более сложным видом графического рисования по тексту является экранизация. Это творческая работа, сочетающая рисунок с текстом (рисуют картинку и подписывают ее). Экранизация требует создания серии рисунков, расположенных в определенной последовательности, соответствующей развитию сюжета произведения. Экранизация - это коллективная работа, в процессе выполнения которой учащиеся сотрудничают в разных направлениях: сообща определяют кадры, подбирают подписи к ним и музыку.
Каждый ребенок воспринимает произведение по-своему, у каждого возникает свой образный ряд, отражающий индивидуальное восприятие. Но чтобы ученик смог отразить свое представление более полно и адекватно прочитанному, предлагается ученику нарисовать "словесную картину". Дается время на обдумывание. Это создавало предпосылки для привлечения ассоциаций, возникших на основе авторского изображения.
Карточка
|
Учащимся давалась памятка "Как нарисовать словесную картину к рассказу".
Памятка
1. Перечитай отрывок из рассказа.
2. Определи, сколько можно нарисовать картинок (о чем каждая из них).
3.Что и кто будут изображены на каждой картинке? Назови.
4.Какие слова в тексте помогут выполнить задание? Подчеркни их.
5. Представь свою картинку.
6. Расскажи о каждой картинке.
Сочинение в начальной школе занимает особое место: ему подчинены все другие речевые упражнения. Именно в сочинении школьник максимально приближается к естественным условиям речевых высказываний. Начиная в 1 классе, в виде небольших устных сообщений, ярких и эмоциональных рассказов, сочинение постепенно перерастает в серьезную умственную, планируемую работу. Сочинение развивает интеллект, эмоции, приучает детей осмысливать и оценивать пережитое, развивает наблюдательность, учит сравнивать, делать выводы. В самостоятельном рассказе, сочинении обретают жизнь изученные грамматические формы. Сочинение помогает детям глубже осознать свои чувства и побуждения, воспитывает чувство ответственности, сближает систему изучения языка с литературой.
Система обучения
Школа и господствующие в ней системы обучения критикуются с давних пор, однако особенно острой эта критика становится в конце XX в. на пороге нового тысячелетия. В значительной степени она обусловлена возрастающим разрывом между быстро изменяющейся под влиянием научно-технического прогресса обществ ...
Анализ результатов экспериментальной работы
по обогащению лексического запаса младших школьников при изучении
изобразительно-выразительных средств
Для подтверждения нашей гипотезы и выполнения поставленных нами соответствующих задач была проведена экспериментальная работа на базе Муниципального Общеобразовательного Учреждения Светловской ООШ Коченевского района Новосибирской области. Исследование проводилось в четвертом классе. Характеристика ...
Организация исследования и характеристика испытуемых
Наше исследование, было проведено на базе Специальной (Коррекционной) общеобразовательной школы №4. Для решения поставленных задач было обследовано 20 подростков в возрасте 13–14 лет с диагнозом – легкая степень умственной отсталости. 30% из которых проживают в не полных семьях, 20% имеют асоциальн ...