Нравственная обязанность – осознание человеком необходимости выполнения нравственных требований. Структурно нравственная обязанность включает в себя три компонента:
Осознание требований нравственного закона;
Уважение к требованиям нравственного закона;
Внутреннее самопринуждение к выполнению нравственных требований.
Нравственная ответственность как категория марксистской этики, характеризует личность с точки зрения выполнения ею нравственных требований, предъявляемых обществом.
По нашему мнению, нравственная ответственность характеризует внутреннюю ответственность человека за все происходящее в сфере его влечений, выборов и конкретных поступков.
Главное содержание нравственной ответственности заключено в самоотдаче личности за реализацию ее возможностей и свободы. Лишь сознание ответственности ограждает личность от совершения ею бесчестных, недолжных и не достойных поступков. Только сознание ответственности наполняет личность человека компонентами чести, достоинства и совести.
Структурные элементы категории «нравственная ответственность»:
Осознание человеком своего «Я» в свободе его нравственного выбора;
Оценка нравственного выбора с точки зрения понятий достоинства и свобода;
Определение степени нравственной ценности совершенного поступка;
Переживание нравственных последствий своего поступка в качестве одобрения или порицания со стороны совести.
Нравственная позиция − оценка, относящаяся к нормам общественного поведения и их соблюдению, которую человек должен сам осознать, принять ее как ориентир своих поступков. В нравственной позиции заключается внутренняя мотивировка поведения человека, самоконтроль, совестливость, чувство личного достоинства.
Нравственность – система исторически обусловленных ритуалов, обрядов и обычаев, выступающих всеобщим регулятором развития жизни человека, групп, масс и социальных процессов, созидательного труда на общее и личное благо каждого. Нравственность носит надрелигиозный, наднациональный, надклассовый, надпартийный, социально-педагогический, правовой и психологический характер. Нравственность – суть фундаментальный закон развития человеческой природы: не навреди себе, ближайшему окружению, баланс материальных и духовных устремлений и действий, прав и обязанностей перед обществом.
Нравственное сознание – форма общественного сознания, отражающая отношение личности к осуществляемым ею самой процессам нравственной ориентации, самоопределения и участия в общем универсуме бытия. При этом стыд является самой элементарной формой нравственного сознания, совесть – самой универсальной, а долг, обязанность, ответственность и воздаяние наиболее высокоорганизованными.
Нравственные качества взрослого – сформированные в результате воспитания и просвещения отношения взрослого, исключающие выбор решений, причиняющих вред или ущерб человеку, обществу, природе, поддерживающие баланс между духовными и материальными устремлениями и действиями, правами и обязанностями перед обществом.
Нравственный подход – метод управления деятельностью людей на основе практического внедрения в общественное сознание и быт фундаментального закона развития человеческой природы: не навреди себе, ближайшему окружению, обществу и природе, соблюдение баланса материальных и духовных устремлений и действий, прав и обязанностей перед обществом.
Дифференцированные формы умственной отсталости
Наследственно обусловленные формы Болезнь Дауна Наиболее часта форма хромосомной аномалии. Популяционная частота – 1: 700. Выделяют три цитогенетических варианта: регулярная трисомия по 21-й хромосоме (до 93 % всех случаев болезни Дауна), несбалансированная транслокация с участием 21-й хромосомы и ...
Система внеурочной работы и организация
Задачи формирования всесторонне развитой личности школьника, комплексного подхода к постановке всего дела воспитания требуют, чтобы внеурочная воспитательная работа представляла собой стройную целенаправленную систему. Основными задачами организации внеурочной деятельности детей являются: выявление ...
Результаты и выводы экспериментального исследования
Таким образом, исследование взаимодействия в игровых формах коллективного (группового) обучения старших дошкольников позволило обнаружить повторяющиеся факты, свидетельствующие о закрытости мира ребенка миру взрослого, что говорит об отсутствии в широкой педагогической практике личностно - ориентир ...