Для работы по развитию нравственной позиции воспитателей, развитию у них нравственных потребностей и потребности в профессионально-нравственном самообразовании мы разработали рекомендации, которые необходимо учитывать при организации методической работы в образовательном учреждении.
Рекомендации для старшего воспитателя
1. Определение единой методической темы по профессионально-нравственному самообразованию.
2. Формирование профессионально-нравственной готовности воспитателей к инновационной деятельности. Разработка программы работы по профессионально-нравственному самообразованию воспитателей. Участие в экспериментальной работе.
3. Выбор оптимальной для дошкольного образовательного учреждения структуры методической работы.
4. Формирование временных творческих групп для решения конкретных профессионально-нравственных проблем.
5. Планирование работы группы воспитателей-исследователей по избранной проблеме.
6. Разработка воспитателями перспективных планов по профессионально-нравственному саморазвитию.
В целом в основу профессионально-нравственного самообразования воспитателя должны быть положены системный, личностно-ориентированный, деятельностный, индивидуально-творческий подходы, позволяющие преодолеть ограниченность традиционной массовой репродуктивно-обезличенной подготовки.
Экспериментальная работа проводилась нами в три этапа: констатирующий, формирующий и контрольный.
Работа по развитию потребности в профессиональном самообразовании, нравственных потребностей и по профессионально-нравственному самоопределению велась на основе разработанной модели профессионально-нравственной самообразовательной деятельности, составленном плане программе тренингов и семинаров.
На основе результатов формирующего эксперимента мы выявили динамику развития профессионально-нравственной позиции воспитателей дошкольного образовательного учреждения. Показатели высокого уровня изменились с10% до 30%, показатели среднего уровня остались прежними 70%. Повторная диагностика не выявила воспитателей с низким уровнем развития профессионально-нравственной позиции.
Таким образом, мы подтвердили гипотезу, согласно которой развитие нравственной позиции воспитателя дошкольного образовательного учреждения в процессе самообразования будет наиболее оптимальным при следующих психолого-педагогических условиях:
− развивать нравственные потребности воспитателя дошкольного образовательного учреждения;
− формировать потребность в профессиональном самообразовании у воспитателя дошкольного образовательного учреждения;
− способствовать профессионально-нравственному самоопределению воспитателя дошкольного образовательного учреждения.
Профессиональная позиция педагога становится сущностной характеристикой его духовного бытия «среди других» и его профессиональной деятельности. Позиция − это наиболее целостная, интегративная характеристика всего образа жизни человека, ставшего в подлинном смысле слова субъектом собственной жизнедеятельности. Позиция педагога − это способ реализации базовых ценностей личности в ее взаимоотношениях с другими, единство сознания и деятельности (А.И. Григорьева, Е.И. Исаев, В.И. Слободчиков).
Нравственна позиция − это условие нравственной развития личности, осознав свою нравственную позицию, личность поднимается на новый уровень развития. Нравственная позиция – это оценка, относящаяся к нормам общественного поведения и их соблюдению, которую человек должен сам осознать, принять ее как ориентир своих поступков. В нравственной позиции заключается внутренняя мотивировка поведения человека, самоконтроль, совестливость, чувство личного достоинства.
Основанием профессионально-нравственной позиции, по мнению В.В. Марковой, является система смыслов и ценностей человека, определяющих его нравственный облик. Основными составляющими нравственной позиции воспитателя являются:
− профессионально-нравственная рефлексия (осмысление своей профессиональной деятельности);
− профессионально-нравственная самооценка (осознание, соотнесение себя, своих смыслов с нравственными ценностями профессии, нравственным миром другого человека);
− профессионально-нравственное самосознание (осознание себя как носителя нравственности, творца нравственных устоев в профессии, осознание возможности делать нравственный выбор, принимать ответственные решения).
Методика обучения рассказыванию по картине. Структура занятия. Проблемы
обучения
Рассказывание по картине является особенно сложным видом речевой деятельности для ребенка. Проблема организации такого занятия в том, что дети должны выслушивать рассказы по одной картине сначала воспитателя (образец), а затем своих товарищей. Содержание рассказов почти одинаковое. Варьируются лишь ...
Современные педагогические технологии
Среди наиболее часто используемых в образовательном процессе педагогических технологий, вследствие их высокой эффективности можно назвать технологии сотрудничества, развивающего обучения, проектирования, проблемного и модульного обучения, уровневой дифференциации, а так же групповые и игровые техно ...
Женское
образование
Составной частью идеи народности в воспитании у К. Д. Ушинского стал вопрос о женском образовании, без чего он не представлял общественной системы просвещения. Вопрос о положении женщины был одним из центральных в прогрессивном общественном движении 50-60-х гг. Крепостнические отношения резко отр ...