Результаты экспериментальной работы по развитию нравственной позиции воспитателей в процессе самообразования

Новое образование » Развитие нравственной позиции воспитателя дошкольного образовательного учреждения в процессе самообразования » Результаты экспериментальной работы по развитию нравственной позиции воспитателей в процессе самообразования

Страница 2

Для работы по развитию нравственной позиции воспитателей, развитию у них нравственных потребностей и потребности в профессионально-нравственном самообразовании мы разработали рекомендации, которые необходимо учитывать при организации методической работы в образовательном учреждении.

Рекомендации для старшего воспитателя

1. Определение единой методической темы по профессионально-нравственному самообразованию.

2. Формирование профессионально-нравственной готовности воспитателей к инновационной деятельности. Разработка программы работы по профессионально-нравственному самообразованию воспитателей. Участие в экспериментальной работе.

3. Выбор оптимальной для дошкольного образовательного учреждения структуры методической работы.

4. Формирование временных творческих групп для решения конкретных профессионально-нравственных проблем.

5. Планирование работы группы воспитателей-исследователей по избранной проблеме.

6. Разработка воспитателями перспективных планов по профессионально-нравственному саморазвитию.

В целом в основу профессионально-нравственного самообразования воспитателя должны быть положены системный, личностно-ориентированный, деятельностный, индивидуально-творческий подходы, позволяющие преодолеть ограниченность традиционной массовой репродуктивно-обезличенной подготовки.

Экспериментальная работа проводилась нами в три этапа: констатирующий, формирующий и контрольный.

Работа по развитию потребности в профессиональном самообразовании, нравственных потребностей и по профессионально-нравственному самоопределению велась на основе разработанной модели профессионально-нравственной самообразовательной деятельности, составленном плане программе тренингов и семинаров.

На основе результатов формирующего эксперимента мы выявили динамику развития профессионально-нравственной позиции воспитателей дошкольного образовательного учреждения. Показатели высокого уровня изменились с10% до 30%, показатели среднего уровня остались прежними 70%. Повторная диагностика не выявила воспитателей с низким уровнем развития профессионально-нравственной позиции.

Таким образом, мы подтвердили гипотезу, согласно которой развитие нравственной позиции воспитателя дошкольного образовательного учреждения в процессе самообразования будет наиболее оптимальным при следующих психолого-педагогических условиях:

− развивать нравственные потребности воспитателя дошкольного образовательного учреждения;

− формировать потребность в профессиональном самообразовании у воспитателя дошкольного образовательного учреждения;

− способствовать профессионально-нравственному самоопределению воспитателя дошкольного образовательного учреждения.

Профессиональная позиция педагога становится сущностной характеристикой его духовного бытия «среди других» и его профессиональной деятельности. Позиция − это наиболее целостная, интегративная характеристика всего образа жизни человека, ставшего в подлинном смысле слова субъектом собственной жизнедеятельности. Позиция педагога − это способ реализации базовых ценностей личности в ее взаимоотношениях с другими, единство сознания и деятельности (А.И. Григорьева, Е.И. Исаев, В.И. Слободчиков).

Нравственна позиция − это условие нравственной развития личности, осознав свою нравственную позицию, личность поднимается на новый уровень развития. Нравственная позиция – это оценка, относящаяся к нормам общественного поведения и их соблюдению, которую человек должен сам осознать, принять ее как ориентир своих поступков. В нравственной позиции заключается внутренняя мотивировка поведения человека, самоконтроль, совестливость, чувство личного достоинства.

Основанием профессионально-нравственной позиции, по мнению В.В. Марковой, является система смыслов и ценностей человека, определяющих его нравственный облик. Основными составляющими нравственной позиции воспитателя являются:

− профессионально-нравственная рефлексия (осмысление своей профессиональной деятельности);

− профессионально-нравственная самооценка (осознание, соотнесение себя, своих смыслов с нравственными ценностями профессии, нравственным миром другого человека);

− профессионально-нравственное самосознание (осознание себя как носителя нравственности, творца нравственных устоев в профессии, осознание возможности делать нравственный выбор, принимать ответственные решения).

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Новые статьи:

Кальций и его распространенность в природе
Кальций (Calcium) Ca – химический элемент периодической системы элементов Д.И. Менделеева с порядковым номером 20 и атомной массой 40,08 а.е.м. Природный кальций образован 6 стабильными изотопами: кальций – 40 (96,94%), кальций – 44 (2,09%), кальций – 42 (0,067%), кальций – 48 (0,187%), кальций – 4 ...

Показатели качества образования
Исходя из подхода к пониманию качества образования можно выделить следующие блоки показателей качества: 1. Состояние материально технической базы дистанционного обучения; 2. качество учебных программ; 3. качество студентов; 4. качество инфраструктуры; 5. качество знаний; 6. внедрение процессных инн ...

Роль художественной литературы в воспитании дошкольников
Отбирая произведения для детей, мы опираемся на народное творчество, классику и современное искусство. Каждый народ веками отбирает, шлифует формы, краски, орнаменты на игрушках, мелодии и ритмы песен, движения танцев, меткость и образность языка словесного фольклора. Все это впитывается ребенком с ...

Разделы

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.detailededu.ru