Для реализации модели в условиях дошкольного образовательного учреждения необходимо определить содержание деятельности старшего воспитателя. Организатором самообразовательной деятельности в дошкольном образовательном учреждении является старший воспитатель. Старший воспитатель планирует учебно-воспитательную, методическую работу с учетом профессиональных навыков, опыта воспитателей и с целью создания оптимальной модели образовательного процесса в детском саду, предусматривая:
- повышение квалификации воспитателей;
- организационную помощь воспитателям в самообразовании;
- методическую помощь воспитателям (в первую очередь начинающим) в подготовке и проведении занятий;
- обмен опытом работы сотрудников детского сада;
- ознакомление воспитателей с достижениями педагогической теории и практики.
Старший воспитатель организует учебно-воспитательную, методическую работу:
- готовит и регулярно проводит заседания педагогического совета;
- проводит для воспитателей открытые занятия, семинары, индивидуальные и групповые консультации, выставки, конкурсы;
- организует работу творческих групп;
- своевременно приобретает оборудование, необходимое для учебно-воспитательной, методической работы;
- ведет картотеку издаваемой учебно-педагогической и методической литературы;
- комплектует, пропагандирует среди воспитателей библиотеку учебно-методической и детской литературы, пособий и т.п.;
- организует работу воспитателей по изготовлению пособий, дидактических материалов;
- формирует и обобщает лучший опыт работы педагогов по разным проблемам и направлениям.
- осуществляет контроль за работой воспитателей;
- систематически проверяет планы учебно-воспитательной работ по графику посещает занятия в группах; следит за выполнением годового плана работы, решений, принятых на заседаниях педсовета;
- организует взаимодействие в работе воспитателя, психолога, логопеда, музыкального руководителя, других специалистов;
- изучает планы воспитателей по самообразованию.
Профессиональная компетентность старшего воспитателя складывается из нескольких компонентов, в том числе: наличия методологической культуры, концептуального мышления, умения моделировать педагогический процесс и прогнозировать результаты собственной деятельности; наличия высокого уровня общей коммуникативной культуры, опыта организации общения с воспитателями, осуществляемой в режиме диалога; готовности к совместному овладению социального опыта со всеми участниками педагогического процесса; стремления к формированию и развитию личных креативных качеств, которые дают возможность генерации уникальных педагогических идей; освоения культуры получения, отбора, воспроизведения, обработки информации в условиях лавинообразного нарастания информационных потоков; наличия опыта системного изучения и исследования педагогической деятельности воспитателей и собственной профессионально-педагогической деятельности.
Для повышения педагогического мастерства педагогов мы организовали семинары, направленные на активизацию процесса самообразования воспитателей. В процессе проведения проблемного семинара «Профессионально-нравственное самообразование» мы раскрыли теоретические основы развития профессионального самообразования педагога как условия эффективной реализации профессиональных и социальных функций. Нами была рассмотрена структура профессионального самообразования воспитателя дошкольного образовательного учреждения. Проблемный семинар «Методы и приемы профессионально-нравственного самообразования» позволил нам уточнить возможности педагогов при осуществлении профессионального самообразования в условиях дошкольного учреждения.
При выборе тематики семинаров мы учитывали актуальность, достигнутый уровень деятельности, интересов и запросов педагогов, связь с конкретными научно-педагогическими исследованиями и рекомендациями, опытом других учреждений. В процессе проведения семинаров происходило более глубокое изучение проблем педагогики, психологии, методики, теория подкреплялась примерами из практики, показом отдельных приемов и способов работы. Проведение дискуссий в ходе семинаров позволили обсудить спорные вопросы, где каждый высказал собственное мнение, учился отстаивать и доказать свою точку зрения.
Характеристика связной речи и ее особенности
Каждый ребенок должен научиться содержательно, грамматически правильно, связно и последовательно излагать свои мысли. В то же время речь детей должна быть живой, непосредственной, выразительной. Связная речь неотделима от мира мыслей: связность речи - это связность мыслей. В связной речи отражается ...
Формирование основных экологических представлений и понятий
Приоритетной целью современного начального образования является развитие личности ребёнка. Эта цель достигается через гуманизацию процесса обучения, через создание потенциала устойчивого развития ребёнка. Первая задача заключается в том, чтобы дать учащимся общие знания о мире людей и мире природы ...
Организация исследования и характеристика испытуемых
Наше исследование, было проведено на базе Специальной (Коррекционной) общеобразовательной школы №4. Для решения поставленных задач было обследовано 20 подростков в возрасте 13–14 лет с диагнозом – легкая степень умственной отсталости. 30% из которых проживают в не полных семьях, 20% имеют асоциальн ...