Содержание работы по развитию нравственной позиции воспитателей в процессе самообразования

Новое образование » Развитие нравственной позиции воспитателя дошкольного образовательного учреждения в процессе самообразования » Содержание работы по развитию нравственной позиции воспитателей в процессе самообразования

Страница 5

2. Формулировка и обсуждение вопросов к дилемме. Возможны два варианта использования вопросов: 1) вопросы стимулируют дискуссию на моральную тему в группе; 2) вопросы в индивидуальной беседе с человеком могут служить основанием для диагностики уровня нравственного развития личности. Вопросы разработаны к каждой дилемме, на их основе строится логическая цепочка рассуждений морально-ценностного характера. Ответы на вопросы должны быть аргументированы.

3. Анализ полученных ответов. Распределение ответов по четырем основным рубрикам: выбор, ценность, социальные роли и справедливость.

4. Подведение итогов. Оценка влияния работы с дилеммой на нравственное развитие личности, формирование ценностных ориентиров.

Л. Кольберг доказал, что для обеспечения морального роста личности важно иметь в виду ряд условий: ситуация морального выбора, смена социальных ролей, использование на практике приобретенных морально-этических знаний и нравственных убеждений.

В процессе развития профессионально-нравственной позиции очень важное место занимает развитие эмпатии, т.е. способности человека эмоционально отзываться на переживания другого. Эмпатия как свойство личности выступает мотивом тех или иных форм поведения и играет важнейшую роль в духовно-нравственном развитии будущего педагога.

Нравственный смысл поступка человека оценивается первым делом по его мотиву, а не по внешней форме поступка. Люди могут поступать нравственно, чтобы добиться одобрения окружающих, и мотив такого поведения носит эгоистический характер. Сочувствие как устойчивое свойство побуждает человека к альтруистическому поведению, так как в основе этого свойства лежит нравственная потребность в благополучии других людей, формируется представление о ценности другого. По мере психического развития эмпатия сама становится источником нравственного развития. Развитие нравственных потребностей через эмпатию возможно и при самовоспитании и саморазвитии воспитателей.

Развитие профессионально-нравственной позиции у воспитателей дошкольного образовательного учреждения связанно с развитием рефлексии. Особую роль играли организация и проведение рефлексивных занятий. В ходе таких занятий воспитатели находились в позицию не только субъекта собственной профессиональной деятельности, но и ставились в позицию другого педагога.

По мнению В.В. Марковой реализация рефлексивно-деятельностного подхода включает развитие способности личности входить в активную исследовательскую позицию по отношению к себе и своей с целью ее критического анализа, осмысления и оценки. Развитию рефлексивной позиции педагога способствуют задания алгоритмического характера. Представляет интерес алгоритм выхода в рефлексивную позицию Б.М. Островского, который включает в себя четыре рефлексивных слоя (приложение 8). Использование данной педагогической технологии позволяет выстроить систему внешних и внутренних отношений «воспитатель – образовательный процесс – дети дошкольного возраста», выделяя операциональную составляющую процесса понимания путем применения диалогового метода, методов самоанализа и самооценки. В результате этого воспитатели обретают навыки рефлексии и коммуникации, что обеспечивает поэтапное освоение содержания при выполнении творческих заданий, и создает возможности для практической реализации полученных компетенций.

Для самопознания на итоговом практическом занятии мы предложили воспитателям методику «Шкала совестливости» (Приложение 9). Воспитатели сами проанализировали развития одного из компонентов профессионально-нравственной культуры – нравственности. Для самообразования мы предложили каждому воспитателю тезаурус.

Поскольку наиболее эффективными методами и приемами саморазвития профессионально-нравственной позиции являются самонаблюдение, самоанализ, самооценка и самоконтроль. Все эти методы и приемы используются в комплексе, уточняя, дополняя полученные данные и результаты воспитательной работы с педагогами дошкольного образовательного учреждения.

Страницы: 1 2 3 4 5 

Новые статьи:

Описание предметных линий в диагностических материалах
На основании имеющейся у нас модели математической деятельности были выделены 4 основные вида математической деятельности, и, соответственно, 4 содержательные линии, положенные в основание диагностики мышления и понимания: моделирование, построение доказательных рассуждений, формулирование (констру ...

Особенности логопедической работы по коррекции нарушений фонетической стороны речи, лексико-грамматического строя и формирования связной речи
Особенности логопедической работы по развитию фонетической стороны речи. Дефекты звукопроизношения во вспомогательной школе встречаются гораздо чаще, чем в массовой. Коррекция нарушений звукопроизношения у умственно отсталых детей со средней степенью является более длительным и сложным процессом, ч ...

Профессиональное самоопределение учащихся средствами технологической подготовки
Мы видим следующую цель уроков технологии - самоопределение, развитие и самореализация учащегося в его практической (профессиональной) деятельности, которая с помощью специальных методик (работа с мастером, групповая и индивидуальная рефлексия, личный интерес) тесно связана с индивидуально организу ...

Разделы

Copyright © 2023 - All Rights Reserved - www.detailededu.ru