Роль классного руководителя в профориентационной работе с учащимися

Новое образование » Профессиональная подготовка школьников » Роль классного руководителя в профориентационной работе с учащимися

Страница 3

Учитывая два первых требования, в работе по организации и проведению профессиографической встречи можно выделить пять этапов: 1) подготовка к встрече классного руководителя; 2) подготовка специалиста к беседе с учащимися; 3) подготовка учащихся к встрече; 4) проведение встречи; 5) оформление результатов встречи.

Реализация каждого из этих этапов предусматривает активное участие классного руководителя. Он планирует всю работу, направленную на проведение профессиографической встречи; обеспечивает организационные вопросы и учебно-познавательный материал; контролирует самостоятельную работу учащихся по сбору и оформлению профессиографического материала.

Организация и проведение профессиографических экскурсий. Среди различных форм проведения классным руководителем профориентационной работы, активизирующих профессиональное самоопределение школьников, значительное место отводится экскурсиям на промышленные предприятия. Однако эти экскурсии не всегда отвечают задачам профориентации и не всегда оставляют у учащихся полное представление о той или иной профессии. Поэтому возникает необходимость проведения профессиографических экскурсий, на которых ученики не ограничивались бы простым наблюдением за трудовым процессом, а изучали бы суть деятельности в той или иной профессии. Задача такой экскурсии заключается в том, чтобы не только познакомить учащихся с современной техникой, технологией гпроизводства, организацией труда, устройством и принципами действия машин, но и научить их самостоятельно производить конкретный анализ профессиональной деятельности.

В основу содержания профессиографической экскурсии берется профессиограмма конкретной профессии, представляющая собой систематизированную информацию о профессии, ее можно использовать как основу для разработки плана и методики проведения профессиографической экскурсии. Важнейшей частью профессиограммы является психограмма, представляющая собой психологический анализ профессиональной деятельности.

В соответствии с задачами профессиографической экскурсии схема анализа профессии должна содержать следующую информацию:

— общие сведения о профессии;

— характеристику процесса труда;

— психофизиологическую характеристику профессиональной деятельности;

— санитарно-гигиенические условия труда;

— требования к профессиональной подготовке.

Психофизиологическая характеристика профессиональной деятельности определяет, какую роль в той или иной профессиональной деятельности играют различные психофизиологические особенности человека, сенсорные процессы, умственные действия, моторика, внимание, эмоции, а также некоторые личностные особенности. Иными словами, дает достаточно точное представление о требованиях профессии к психофизиологическим свойствам и качествам личности. При анализе конкретной профессиональной деятельности во время экскурсии важно обратить внимание учащихся на те качества, к которым могут адресоваться наибольшие по силе своего воздействия нагрузки, а также на противопоказания к ней.

Перед профессиографической экскурсией, как и перед другими видами профориентационной работы, ставится задача обучения школьников самостоятельному анализу профессии. Успешное решение этой задачи связано с развитием познавательной активности школьников в процессе экскурсии. Поэтому особое место в проведении экскурсии занимает поисковый метод получения информации, постановка перед учащимися поисковой проблемной задачи. При этом они не просто получают от экскурсовода готовую информацию о профессии, но знакомятся с методами ее анализа и, осваивая его доступные элементы, овладевают умением самостоятельно анализировать профессиональную деятельность. Навык профессиографического анализа, приобретенный во время экскурсии, помогает учащемуся разобраться в сложном мире профессий и выбрать себе мотивированно и обоснованно подходящую сферу трудовой деятельности.

Страницы: 1 2 3 4 5

Новые статьи:

Семья как социально-психологический фактор воспитания
Своеобразным коллективом, который играет существенную роль в воспитании личности, является семья. Семья играет в воспитании основную, долговременную роль. Доверие и страх, уверенность и робость, спокойствие и тревога, сердечность и теплота в общении в противоположность отчуждения и холодности - все ...

Становления музыкальности на разных возрастных этапах дошкольного детства
От чего зависит музыкальность человека? Подчеркнем мысль Б. М. Теплова о том, что музыкальность человека «зависит от его врожденных индивидуальных задатков, но она есть результат развития, результат воспитания и обучения» (38). Это подтверждают и другие исследователи. Например, К. В. Тарасова пишет ...

Клиника
При умственной отсталости, представляющей собой полиморфную группу патологических состояний, отмечается большое разнообразие клинико-психопатологических расстройств. Поэтому клиническая систематика УО строится на широко используемых понятиях «дифференцированная» и «недифференцированная» умственная ...

Разделы

Copyright © 2023 - All Rights Reserved - www.detailededu.ru