Каждый профориентационный урок при условии умелой подготовки к нему превращается в откровенный разговор учителя и его учеников о выборе жизненного пути, размышления о жизни, о человеке и его возможностях, о призвании и трудностях поиска своего жизненного пути.
Организация и проведение профессиографических исследований.
Профессиографическое исследование — это самостоятельное изучение учащимися конкретной профессиональной деятельности в различных ее аспектах с целью составления профориентационной характеристики данного вида труда. Этот вид работы, как отмечалось выше, органически включен в систему специально разработанных профориентационных уроков. При подготовке к проведению профессиографического исследования привлекаются те знания, которые учащиеся получили на предыдущих уроках (о структуре профессий); начинается и завершается исследование также на специальных уроках: урок, на котором подготавливается организационная и методическая часть работы, и урок, на котором обсуждаются материалы проведенного исследования, подводятся итоги. Вместе с тем как по форме проведения, так и в силу специфики своего содержания Профессиографическое исследование выделяется в самостоятельный вид профинформационной работы с учащимися. Основная часть работы после соответствующей подготовки проводится вне школы, непосредственно на тех объектах, где осуществляется избранная для изучения профессиональная деятельность, и на тех объектах в учебных заведениях, где готовятся специалисты в данной области. Относительная самостоятельность этого вида работы определяется также тем, что учащиеся реализуют полученные ранее знания о профессиях, собирают новый материал, осмысливают и усваивают его непосредственно в процессе проведения.
Самостоятельно исследуя материалы о профессиях, наблюдая за работой специалистов, расспрашивая о трудностях, с которыми встречается работающий, о перспективе роста и т. д., а также зная из предыдущих уроков о своих возможностях, учащиеся уже могут решать вопрос о своем соответствии данному виду труда. И чем больше они узнают о профессиях, тем сознательнее и свободнее будет их выбор.
Самостоятельное изучение профессий формирует у учащихся умение анализировать трудовую деятельность и тем самым готовит их к активному участию в других видах профориентационной работы. Проведение профессиографического исследования не ограничивается только познанием профессии, которая являлась предметом исследования. Профессиографические умения носят общественный характер и легко переносятся на анализ любой другой трудовой деятельности, даже той, которая не выступает в качестве объекта изучения в школе, но которая по тем или иным причинам интересует учащегося.
Предполагая максимальную самостоятельность и инициативу учащегося, профессиографическое исследование представляет в их распоряжение широкую информацию о профессиях, которая была получена им в творческом поиске ответов на поставленные вопросы. Роль учителя при этом — обеспечить широкий простор самодеятельности школьников, создать у них иллюзию первооткрывателей, помочь им почувствовать серьезную ответственность за порученное дело.
Организация и проведение профессиографических встреч. Среди различных форм профинформационной работы в средней школе видное место занимают встречи учащихся со специалистами. Опыт показывает, что хорошо организованная встреча оставляет глубокий след в сознании подростка, воспитывая у него познавательную активность. В результате этого создаются благоприятные условия для формирования у школьников определенного подхода к изучению не только той профессии, о которой рассказывал специалист, но и других профессий; при этом учащиеся овладевают обобщенным методом анализа трудовой деятельности.
Особенности процесса самообразования воспитателя дошкольного
образовательного учреждения
В настоящее время становится все более очевидным, что осуществление процессов модернизации образования с необходимостью требует актуализации личностного и профессионального потенциала педагогов. Именно концентрация сил на создании условий для понимания и принятия педагогами целей и содержания обнов ...
Родной язык как средство воспитания
Центральное место в педагогической системе Ушинского занимает его учение о родном языке как о главнейшем источнике, - факторе и средстве воспитания человека. Язык является созданием самого человека, созданием народа, его истории, воплощающим в себе жизнь самого народа, его историю, его стремления ...
Распределение зарядов по поверхности
Эффективность работы приборов с электретами существенно зависит от распределения зарядов по поверхности электретов. Резко неоднородное распределение зарядов после приготовления электретов приводит к преждевременному их спаду из-за компенсации зарядов разного знака и из-за перераспределения их по по ...