Понятие «сообщества» в курсе «Окружающий мир» занимает важное место, так как показывает взаимосвязь и целостность составных компонентов живой природы. Учителю необходимо подвести учащихся к самостоятельному раскрытию понятия «природное сообщество», опираясь на накопленные детьми наблюдения природных комплексов.
Учитель сообщает, что в природе растения живут не одиночно, а группами, образуя растительные сообщества, которые могут быть как естественными, так и искусственными. В каждом сообществе много различных растений, способных жить совместно в сходных условиях – в ельнике или дубраве, на поле.
Обобщая приведенные детьми описания, учитель вводит определение, что такое природное сообщество.
Думаю, что необходимо более подробно рассмотреть в нашей работе понятие «природное сообщество».
Природное сообщество – это совокупность растений, животных, грибов и микроорганизмов, совместно населяющих часть суши или водоема, участок леса, ручья, пруда, представляющих собой определенное экологическое единство.
Сообщество функционирует как динамическая единица с различными трофическими уровнями, через него проходит поток энергии и совершается круговорот питательных веществ.
Вместе с неживыми (абиотическими) компонентами среды сообщество составляет экосистему. Сообщества с относительно однотипной растительностью называются биоценозами (например, биоценоз луга, болота).
Структура сообщества создается постепенно в течение определенного времени. Примером служит заселение организмами обнаженной горной породы на недавно образовавшемся вулканическом острове. Деревья и кустарники не могут расти на голой скальной породе, так как здесь нет необходимой для них почвы. Однако водоросли и лишайники разным способом попадают на такие территории и заселяют их, образуя пионерные сообщества. Постепенное накопление отмерших и разлагающихся организмов и эрозия горной породы в результате выветривания приводят к формированию слоя почвы, достаточного для того чтобы здесь могли поселиться более крупные растения, такие как мхи и папоротники. В конце концов, за этими растениями последуют еще более крупные и требовательные к питательным веществам формы - семенные растения, травы, кустарники и деревья. Такая смена одних видов другими за некоторый период времени называется экологической сукцессией.
Завершающее сообщество - устойчивое, самовозобновляющееся и находящееся в равновесии со средой - называется климаксным сообществом. Примером может служить листопадный лес.
Существуют тесные взаимосвязи между группами растений внутри сообщества, между группами животных, а также между совокупностью растений и группами животных.
Например, в нашей местности самое распространенное природное сообщество – лес. В лесу встречаются разные виды растений, животных, которые связаны между собой и оказывают взаимное влияние друг на друга. В лесах ярко выражено ярусное строение данного сообщества.
В природе совместно обитающие популяции различных организмов всегда образуют определенное единство, называемое сообществом, или биоценозом. Сообщество - довольно устойчивое биологическое образование, так как обладает способностью к самоподдержанию своих природных свойств и видового состава при внешних воздействиях, вызываемых обычными изменениями климатических и других факторов. Изучение биоценозов позволяет более точно определять причины изменений численности отдельных групп организмов, правильно организовывать ведение сельского, охотничьего или лесного хозяйства, разрабатывать способы борьбы с инфекциями, планировать размещение населенных пунктов и т.д.
В свою очередь сообщество не может существовать изолированно от окружающей среды, поскольку оно пребывает в некотором пространстве со свойственным для него набором условий, например, географических, физических, химических, биологических, климатических. Природное жизненное пространство, занимаемое сообществом, называется биотопом (от греческих слов биос - жизнь и топос - место). Биотоп вместе с биоценозом образуют экологическую систему, проще экосистему, в которой длительное время поддерживаются устойчивые взаимодействия между элементами живой и неживой природы.
Экосистемы, по сути, являются тем, что мы обычно называем окружающей нас природой. Разные экосистемы могут быть отделены друг от друга четкими границами, например экосистема леса и экосистема озера. Однако чаще всего границы являются размытыми. В отличие от популяции или сообщества экологическую систему можно считать самостоятельным объектом - в ней имеется все, что необходимо для ее существования. Поэтому изучение экосистем - центральный раздел экологии, а сами они - ее главный предмет.
Проблемы модернизации профессионального образования и пути их решения
На сегодняшний день проявились такие глобальные проблемы человечества, как экологические, гуманитарные, информационные и другие угрозы. Глобализация задела все структуры человеческого бытия, все институты культуры, а также саму систему образования. Суть образования оказалась практически сведена к о ...
Аспекты изучения английского языка
Основываясь на данных прагмалингвистики и взяв во внимание изменившийся статус иностранного языка как средства общения и взаимопонимания в мировом сообществе, все психологические особенности обучения иностранному языку старшеклассников группируются вокруг необходимости усиления прагматических аспек ...
Формирование основных экологических представлений и понятий
Приоритетной целью современного начального образования является развитие личности ребёнка. Эта цель достигается через гуманизацию процесса обучения, через создание потенциала устойчивого развития ребёнка. Первая задача заключается в том, чтобы дать учащимся общие знания о мире людей и мире природы ...