Сравнительный анализ понятий «сообщество» и «экосистема»

Страница 1

Понятие «сообщества» в курсе «Окружающий мир» занимает важное место, так как показывает взаимосвязь и целостность составных компонентов живой природы. Учителю необходимо подвести учащихся к самостоятельному раскрытию понятия «природное сообщество», опираясь на накопленные детьми наблюдения природных комплексов.

Учитель сообщает, что в природе растения живут не одиночно, а группами, образуя растительные сообщества, которые могут быть как естественными, так и искусственными. В каждом сообществе много различных растений, способных жить совместно в сходных условиях – в ельнике или дубраве, на поле.

Обобщая приведенные детьми описания, учитель вводит определение, что такое природное сообщество.

Думаю, что необходимо более подробно рассмотреть в нашей работе понятие «природное сообщество».

Природное сообщество – это совокупность растений, животных, грибов и микроорганизмов, совместно населяющих часть суши или водоема, участок леса, ручья, пруда, представляющих собой определенное экологическое единство.

Сообщество функционирует как динамическая единица с различными трофическими уровнями, через него проходит поток энергии и совершается круговорот питательных веществ.

Вместе с неживыми (абиотическими) компонентами среды сообщество составляет экосистему. Сообщества с относительно однотипной растительностью называются биоценозами (например, биоценоз луга, болота).

Структура сообщества создается постепенно в течение определенного времени. Примером служит заселение организмами обнаженной горной породы на недавно образовавшемся вулканическом острове. Деревья и кустарники не могут расти на голой скальной породе, так как здесь нет необходимой для них почвы. Однако водоросли и лишайники разным способом попадают на такие территории и заселяют их, образуя пионерные сообщества. Постепенное накопление отмерших и разлагающихся организмов и эрозия горной породы в результате выветривания приводят к формированию слоя почвы, достаточного для того чтобы здесь могли поселиться более крупные растения, такие как мхи и папоротники. В конце концов, за этими растениями последуют еще более крупные и требовательные к питательным веществам формы - семенные растения, травы, кустарники и деревья. Такая смена одних видов другими за некоторый период времени называется экологической сукцессией.

Завершающее сообщество - устойчивое, самовозобновляющееся и находящееся в равновесии со средой - называется климаксным сообществом. Примером может служить листопадный лес.

Существуют тесные взаимосвязи между группами растений внутри сообщества, между группами животных, а также между совокупностью растений и группами животных.

Например, в нашей местности самое распространенное природное сообщество – лес. В лесу встречаются разные виды растений, животных, которые связаны между собой и оказывают взаимное влияние друг на друга. В лесах ярко выражено ярусное строение данного сообщества.

В природе совместно обитающие популяции различных организмов всегда образуют определенное единство, называемое сообществом, или биоценозом. Сообщество - довольно устойчивое биологическое образование, так как обладает способностью к самоподдержанию своих природных свойств и видового состава при внешних воздействиях, вызываемых обычными изменениями климатических и других факторов. Изучение биоценозов позволяет более точно определять причины изменений численности отдельных групп организмов, правильно организовывать ведение сельского, охотничьего или лесного хозяйства, разрабатывать способы борьбы с инфекциями, планировать размещение населенных пунктов и т.д.

В свою очередь сообщество не может существовать изолированно от окружающей среды, поскольку оно пребывает в некотором пространстве со свойственным для него набором условий, например, географических, физических, химических, биологических, климатических. Природное жизненное пространство, занимаемое сообществом, называется биотопом (от греческих слов биос - жизнь и топос - место). Биотоп вместе с биоценозом образуют экологическую систему, проще экосистему, в которой длительное время поддерживаются устойчивые взаимодействия между элементами живой и неживой природы.

Экосистемы, по сути, являются тем, что мы обычно называем окружающей нас природой. Разные экосистемы могут быть отделены друг от друга четкими границами, например экосистема леса и экосистема озера. Однако чаще всего границы являются размытыми. В отличие от популяции или сообщества экологическую систему можно считать самостоятельным объектом - в ней имеется все, что необходимо для ее существования. Поэтому изучение экосистем - центральный раздел экологии, а сами они - ее главный предмет.

Страницы: 1 2

Новые статьи:

Неблагополучные семьи. Особенности детей из семей с алкогольной зависимостью
У понятия «неблагополучная семья» нет четкого определения в научной литературе. Употребляются синонимы данного понятия: деструктивная семья, дисфункциональная семья, семья группы риска, негармоничная семья. Неблагополучная семья – это семья, в которой нарушена структура, обесцениваются или игнориру ...

Понятие «сеть дошкольных учреждений» и особенности образовательных программ в дошкольных учреждениях различного типа
Понятие «сеть дошкольных образовательных учреждений» возможно определить как «совокупность взаимодействующих между собой равноправных по статусу дошкольных образовательных учреждений различных видов». То есть сетевой принцип организации дошкольных образовательных учреждений предполагает, прежде все ...

Социально-педагогическая и психологическая деятельность в учреждениях государственного попечения
По данным статистики около 150 тысяч детей находятся в учреждениях государственного попечения, между тем потребность в такого рода социальной защите и помощи в России испытывают сегодня около 500 тысяч детей. В настоящее время в стране насчитывается свыше 400 домов ребенка, около 750 детских домов, ...

Разделы

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.detailededu.ru