Сравнительный анализ понятий «сообщество» и «экосистема»

Страница 1

Понятие «сообщества» в курсе «Окружающий мир» занимает важное место, так как показывает взаимосвязь и целостность составных компонентов живой природы. Учителю необходимо подвести учащихся к самостоятельному раскрытию понятия «природное сообщество», опираясь на накопленные детьми наблюдения природных комплексов.

Учитель сообщает, что в природе растения живут не одиночно, а группами, образуя растительные сообщества, которые могут быть как естественными, так и искусственными. В каждом сообществе много различных растений, способных жить совместно в сходных условиях – в ельнике или дубраве, на поле.

Обобщая приведенные детьми описания, учитель вводит определение, что такое природное сообщество.

Думаю, что необходимо более подробно рассмотреть в нашей работе понятие «природное сообщество».

Природное сообщество – это совокупность растений, животных, грибов и микроорганизмов, совместно населяющих часть суши или водоема, участок леса, ручья, пруда, представляющих собой определенное экологическое единство.

Сообщество функционирует как динамическая единица с различными трофическими уровнями, через него проходит поток энергии и совершается круговорот питательных веществ.

Вместе с неживыми (абиотическими) компонентами среды сообщество составляет экосистему. Сообщества с относительно однотипной растительностью называются биоценозами (например, биоценоз луга, болота).

Структура сообщества создается постепенно в течение определенного времени. Примером служит заселение организмами обнаженной горной породы на недавно образовавшемся вулканическом острове. Деревья и кустарники не могут расти на голой скальной породе, так как здесь нет необходимой для них почвы. Однако водоросли и лишайники разным способом попадают на такие территории и заселяют их, образуя пионерные сообщества. Постепенное накопление отмерших и разлагающихся организмов и эрозия горной породы в результате выветривания приводят к формированию слоя почвы, достаточного для того чтобы здесь могли поселиться более крупные растения, такие как мхи и папоротники. В конце концов, за этими растениями последуют еще более крупные и требовательные к питательным веществам формы - семенные растения, травы, кустарники и деревья. Такая смена одних видов другими за некоторый период времени называется экологической сукцессией.

Завершающее сообщество - устойчивое, самовозобновляющееся и находящееся в равновесии со средой - называется климаксным сообществом. Примером может служить листопадный лес.

Существуют тесные взаимосвязи между группами растений внутри сообщества, между группами животных, а также между совокупностью растений и группами животных.

Например, в нашей местности самое распространенное природное сообщество – лес. В лесу встречаются разные виды растений, животных, которые связаны между собой и оказывают взаимное влияние друг на друга. В лесах ярко выражено ярусное строение данного сообщества.

В природе совместно обитающие популяции различных организмов всегда образуют определенное единство, называемое сообществом, или биоценозом. Сообщество - довольно устойчивое биологическое образование, так как обладает способностью к самоподдержанию своих природных свойств и видового состава при внешних воздействиях, вызываемых обычными изменениями климатических и других факторов. Изучение биоценозов позволяет более точно определять причины изменений численности отдельных групп организмов, правильно организовывать ведение сельского, охотничьего или лесного хозяйства, разрабатывать способы борьбы с инфекциями, планировать размещение населенных пунктов и т.д.

В свою очередь сообщество не может существовать изолированно от окружающей среды, поскольку оно пребывает в некотором пространстве со свойственным для него набором условий, например, географических, физических, химических, биологических, климатических. Природное жизненное пространство, занимаемое сообществом, называется биотопом (от греческих слов биос - жизнь и топос - место). Биотоп вместе с биоценозом образуют экологическую систему, проще экосистему, в которой длительное время поддерживаются устойчивые взаимодействия между элементами живой и неживой природы.

Экосистемы, по сути, являются тем, что мы обычно называем окружающей нас природой. Разные экосистемы могут быть отделены друг от друга четкими границами, например экосистема леса и экосистема озера. Однако чаще всего границы являются размытыми. В отличие от популяции или сообщества экологическую систему можно считать самостоятельным объектом - в ней имеется все, что необходимо для ее существования. Поэтому изучение экосистем - центральный раздел экологии, а сами они - ее главный предмет.

Страницы: 1 2

Новые статьи:

Изучение уровня этнокультурной компетентности младших подростков
Эксперимент проводился на базе школы № ГОУ СОШ №536 г. Москва ул. Азовская д 41 В исследовании принимало участие 28 детей 5 «А» класса. В начале эксперимента нами было проведено исследование по изучению уровня этнокультурной компетентности младших подростков. Как отмечает М. Беннет, вначале у ребен ...

Правописание количественных числительных
1. Числительное 4 пишется на конце с е (четыре), в творительном падеже - с ь после р (четырьмя). 2. Числительное 11 пишется с двумя н (одиннадцать). 3. В числительных от 5 до 20 и 30 ь ставится только в конце слова (пять, семь, восемь, шестнадцать, восемнадцать и т. д.), Слова седьмой, восьмой, вос ...

Основные направления и содержания коррекционно-развивающей работы с детьми с ЗПР
Система комплексной помощи детям с ЗПР в нашей стране включает в себя: 1. Создание различных моделей специальных образовательных учреждений для детей данной категории: дошкольных образовательных учреждений (групп) компенсирующего вида, специальных школ и школ – интернатов для детей с ЗПР, классов к ...

Разделы

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.detailededu.ru