Проблемы взаимодействия семьи и детского сада в истории педагогической теории и практики

Новое образование » Методика эффективного взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с семьей » Проблемы взаимодействия семьи и детского сада в истории педагогической теории и практики

Страница 2

После окончания Великой отечественной войны сместились акценты во взаимодействии с семьей.

Например, Е.А. Аркин (1873–1948) отмечал, что все лучшее, что получает ребенок в семье, надо сделать достоянием детского сада, а все лучшее, что приобретает в детском саду, должно находить продолжение и опору в условиях семьи.

Содержание сотрудничества семьи и детского сада определяется «Руководством для воспитателя детского сада» (1945) и «Уставом детского сада» (1945). В этих документах было сказано о том, что детский сад должен служить примером правильного воспитания дошкольников и оказывать помощь родителям в воспитании детей в семье.

Однако, как отмечал В.А. Сухомлинский (1918–1980), дошкольные учреждения не могут заменить детям семью, отца и мать, которые являлись главными воспитателями для ребенка.

Педагогические исследования по проблеме сочетания общественного и семейного воспитания продолжались в 60–70-е гг. XX века.

В 1960 г. был создан первый научно-исследовательский институт дошкольного воспитания АПН РСФСР, который возглавил академик А.В. Запорожец. В его лабораториях рассматривались проблемы развития и воспитания детей раннего и дошкольного возраста, уделялось внимание изучению вопросов семейного и общественного воспитания дошкольников.

Например, в своих исследованиях В.М. Иванова рассмотрела недостатки и положительные стороны общественного и семейного воспитания. По ее мнению, в семье, в отличие от дошкольного учреждения, отсутствует программа воспитания, часто возникает непонимание возрастных особенностей дошкольников, царит однообразие и малосодержательность деятельности, детям недостает общения со сверстниками. Однако она указывала и на преимущества семейного воспитания, которые заключаются в «мягких» отношениях между родителями и ребенком, эмоциональной насыщенности отношений, подвижном режиме дня, возможности общаться с родственниками разных возрастов.

Результаты исследований доказывали, что важно сочетать воспитание ребенка в семье с воспитанием его в коллективе сверстников. При этом необходимо оказывать родителям помощь в налаживании воспитывающей, обучающей, а также коррекционной функций сотрудничества детского сада с родителями.

Как система пропаганды педагогических знаний в 70–80-е гг. был организован педагогический всеобуч для родителей, который имел научно-методическое обеспечение в виде программ, учебной литературы. В рамках всеобуча функционировали родительские университеты. Их цель – повышение педагогической культуры населения, налаживание всех функций сотрудничества детского сада с родителями: охраны и укрепления здоровья детей, развивающей, диагностической и коррекционной, коммуникативной, конструкторско-организаторской, координирующей и др.

В 70-е гг. под руководством Т.А. Марковой была организована лаборатория семейного воспитания, объединившая исследователей, занимающихся этими проблемами. Это было связано с повышением требований к воспитанию, возрастанием общей культуры семьи, необходимостью использования ее педагогического потенциала и налаживания функции профессионального самосовершенствования.

При этом Т.А. Маркова отмечала, что работникам дошкольного учреждения принадлежит ведущая роль в организации содержательного общения с родителями и другими членами семьи, но эта роль успешно осуществляется лишь при хорошем знании особенностей семьи и создании педагогических условий для воспитания и обучения в ней детей. Считалось, если родители обладают определенной педагогической культурой, психолого-педагогическими знаниями и умениями, желанием целенаправленно воспитывать детей, им удается это делать грамотно и успешно.

Страницы: 1 2 3 4 5

Новые статьи:

Изучение уровня этнокультурной компетентности младших подростков
Эксперимент проводился на базе школы № ГОУ СОШ №536 г. Москва ул. Азовская д 41 В исследовании принимало участие 28 детей 5 «А» класса. В начале эксперимента нами было проведено исследование по изучению уровня этнокультурной компетентности младших подростков. Как отмечает М. Беннет, вначале у ребен ...

Развитие комплексного метода в логопедии
Под современным комплексным подходом к преодолению заикания понимается лечебно-педагогическое воздействие на разные стороны психофизического состояния заикающегося разными средствами и усилиями разных специалистов. В комплекс лечебно-педагогических мероприятий входят лечебные препараты и процедура, ...

Формы организации обучения старших дошкольников
Организация эффективного обучения возможна только при знании и умелом использовании разнообразных форм организации педагогического процесса. Понятие «форма организации обучения», или, как еще говорят, организационная форма обучения, имеет иной смысл. Слово «forma» в переводе с латинского означает н ...

Разделы

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.detailededu.ru