Проблемы взаимодействия семьи и детского сада в истории педагогической теории и практики

Новое образование » Методика эффективного взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с семьей » Проблемы взаимодействия семьи и детского сада в истории педагогической теории и практики

Страница 3

В связи с этим Т.А. Маркова определила формы работы с родителями: доклады на общих родительских собраниях, конференции в детских садах, в клубах, лекции по местному радиовещанию, статьи в печати (в заводской, фабричной газете), тематические стенды. По ее мнению, только единство семейного и общественного воспитания могло привести к должному воспитательному эффекту.

Более глубокие изменения во взаимодействии семьи и дошкольного учреждения произошли в 90-е гг. Это было связано с реформой образования, которая отразилась на системе дошкольного воспитания. Изменение государственной политики в области образования повлекло за собой признание положительной роли семьи в воспитании детей и необходимости взаимодействия с ней.

В настоящее время в соответствии с «Концепцией дошкольного воспитания» (1989) разрабатываются новые подходы к сотрудничеству с родителями, которые основываются на взаимосвязи детского сада и семьи. Дошкольным учреждениям и родителям предлагается объединить усилия для развития личности, как детей, так и взрослых.

В основе новой философии взаимодействия семьи и ДОУ лежит идея о том, что за воспитание детей несут ответственность родители, а все другие социальные институты призваны помочь, поддержать, направить и дополнить их воспитательную деятельность.

Например, в исследованиях, проводимых в НИИ дошкольного воспитания Академии педагогических наук Т.А. Репиной, Р.Б. Стеркиной (1990), была дана характеристика межличностных отношений ребенка-дошкольника с разными членами семьи, изучалась зависимость развития некоторых личностных качеств ребенка от условий воспитания ребенка и его общения со взрослыми в семье.

Другой исследователь, Хоментаускас Г.Т. (1989), в своей книге «Семья глазами ребенка» тоже высказывает мнение, что ребенок, живя в семье и накапливая большой опыт межличностных отношений, формирует и свое отношение к родителям. На основе своего жизненного опыта и обобщения его доступными интеллектуальными средствами ребенок приходит к разным внутренним позициям, которые в общей форме отражают, как ребенок воспринимает отношение родителей к себе и как он сам относится к себе. Например,

«Я нужен и любим, и я люблю вас тоже».

«Я нужен и любим, а вы существуете ради меня».

«Я нелюбим, но я от всей души желаю приблизиться к вам».

«Я не нужен и нелюбим, оставьте меня в покое».

Таким образом, стиль семейных взаимоотношений и отношений родителей с детьми формирует позицию ребенка и стратегию межличностных отношений с другими людьми.

В связи с этим, по мнению О.Л. Зверевой, родители должны научиться грамотно, воспитывать детей, анализируя свою собственную воспитательную деятельность, находить причины педагогических ошибок, неэффективность используемых методов, осуществлять выбор методов воздействия на ребенка, соответствующий его характеру и конкретной ситуации. Она считает, что от умения самокритично оценить себя как воспитателя зависят взаимоотношения родителей и ребенка, успех воспитательной деятельности семьи.

Исследователь предлагает родителям чаще пользоваться следующими методами: разбор педагогических ситуаций, решение педагогических задач, анализ собственной педагогической деятельности. По ее мнению, эти методы формируют активную и осознанную позицию родителей в процессе развития, воспитания и обучения детей, помогают увидеть свои ошибки и наметить пути их преодоления.

Страницы: 1 2 3 4 5

Новые статьи:

Цели и задачи воспитания у дошкольников экологической культуры
Создание нового отношения человека к природе — задача не только социально-экономическая и техническая, но и нравственная. Она вытекает из необходимости воспитывать экологическую культуру, формировать новое отношение к природе, основанное на неразрывной связи человека с природой. Одним из средств ре ...

Психолого-педагогические возможности знакомства дошкольников с цветом
В старшей группе дошкольных учреждений закрепляются знания детей об эталонах цвета, хроматических цветах, их названиях. Дети учатся различать как хроматические цвета сильного контраста (прямого): желтый и синий, красный и зеленый, синий и зеленый, так и слабого контраста (обратного): красный и фиол ...

Мировоззренческие убеждения и действительность
Убеждения, как и знания, есть субъективное отражение объективной реальности, результат усвоения коллективного и индивидуального опыта людей. Как и знание, сознание отдельного человека существует только в связи с сознанием общественным. Отдельные люди усваивают ("присваивают") знания, нако ...

Разделы

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.detailededu.ru