Модульное обучение

Страница 1

В конце 80-х — начале 90-х годов XX в. в педагогику «врывается» еще один термин из области технических наук, а именно «модуль». Стали говорить и писать о «принципе модульного обучения», «модульной системе образования» и т.п. Давайте разберемся, что это такое.

Слово «модуль» (от латинского modulus — «мера») имеет три значения:

1) в точных науках — название, даваемое какому-либо особо важному коэффициенту или величине;

2) в математике применяется модуль системы логарифмов, т.е. постоянный множитель для логарифмов одной системы;

3) единица меры, например, в архитектуре часть постройки, служащая единицей измерения для придания соразмерности зданию в целом и его частям; в классической архитектуре модуль обычно равен радиусу или диаметру колонны у ее основания.

В педагогике модуль рассматривается как важная часть всей системы, без знания которой дидактическая система не «срабатывает». По своему содержанию — это полный, логически завершенный блок. Он часто совпадает с темой дисциплины. Однако в отличие от темы в модуле все измеряется, все оценивается: задание, работа, посещение студентом занятия, стартовый, промежуточный и итоговый уровень студентов. В модуле четко определены цели обучения, задачи и уровни изучения данного модуля, названы навыки и умения. Как в программированном обучении, в модульном обучении тоже все заранее запрограммировано: не только последовательность изучения учебного материала, но и уровень его усвоения и контроль качества усвоения.

Отобранный перечень основных понятий, навыков и умений по каждому модулю необходимо довести до сведения студентов. Они должны знать свой тезаурус (т. е. круг знаний, умений и навыков), с выставляемой оценкой или количеством баллов в соответствии с заданной в модуле количественной мерой оценки качества усвоения учебного материала.

На основании тезауруса составляются вопросы и задачи, охватывающие все виды работ по модулю, и выносятся на контроль (обычно тест) после изучения модуля.

Весь курс может содержать не менее трех модулей. Курсовой проект, работа или задание представляют собой самостоятельные модули, которые выполняются в течение всего семестра. Самостоятельным модулем может рассматриваться и цикл лабораторных работ, если их выполнение не совпадает по времени с изучением материала модуля.

При разработке технологии модульного обучения по специальным дисциплинам в технических высших и средних специальных учебных заведениях важно, чтобы каждый модуль давал совершенно определенную самостоятельную порцию инженерных знаний, формировал необходимые инженеру умения и развивал тем самым инженерные способности студентов. После изучения каждого модуля по результатам теста преподаватель дает студентам необходимые рекомендации. По количеству баллов, набранных студентом из возможных, он сам может судить о степени своей продвинутости.

Таким образом, модульное обучение обязательно связано с рейтинговой оценкой познавательной деятельности студентов, способствуя тем самым повышению качества обучения. Однако не каждая рейтинговая система позволяет это. Выбранная произвольно, без доказательств ее эффективности и даже целесообразности она может привести к формализму в организации учебного процесса.

В целях расширения возможностей преподавателя по дифференциации оценки знаний и умений студентов рекомендуется, используя результаты модульного контроля, определять показатель качества подготовки студентов по шкале 0 - 5 с шагом не менее 0,10. Такой показатель позволит оценить даже слабые знания тех студентов, которые еще не достигли требуемого уровня, но учатся со старанием Переход от показателя качества к оценке производится следующим образом:

Показатель качества

0-2,50

2,60-3,50

3,60-4,40

4,50-более

Оценка

2

3

4

5

Модульные программы обучения формируются как совокупность модулей. При определении общей оценки по курсу результаты рейтинга входят в нее с соответствующими весовыми коэффициентами, устанавливаемыми кафедрой. Сумма весовых коэффициентов, включая коэффициент экзамена, должна быть равна единице:

Σαmi + αэ = 1.

После окончания семестра на основе модульных оценок определяется общая семестровая оценка, которая учитывается при определении результатов итогового контроля по предмету. Семестровая оценка определяется как средневзвешенная:

Sc = ΣαmiSmi

Σαmi

где Sc, Smi — соответственно семестровая и модульная оценки;

αmi — весовые коэффициенты;

Страницы: 1 2

Новые статьи:

Принципы и методы отбора содержания курса информационные технологии
Принципы и методы отбора содержания обучения в вузе на общетеоретическом уровне рассматривались в работах Кузнецова А.А., Кузнецова Э.И. Бешенкова С.А., Жданова С. А, С.А. Архангельского, Е.Л. Белкина, В.И. Кагана, Ю.М. Калягина, В.М. Монахова, А.М. Пышкало и др. По мнению многих авторов, например, ...

Из опыта учителей начальных классов по использованию дидактических игр на уроках математики
Мы в своей работе по развитию у учащихся 1-го класса познавательной активности при изучении чисел первого десятка руководствовались общими выводами и рекомендациями по данной проблеме на уроках в начальных классах, с учётом возрастных и индивидуально-психологических особенностей учеников, а также п ...

Эффективность типа дошкольных образовательных учреждений
Современное общество предъявляет новые требования к системе образования подрастающего поколения и, в том числе, к первой ее ступени - к системе дошкольного образования. Уже вошли в жизнь принципы гуманизации и вариативности дошкольного образования. Появилось множество образовательных программ для д ...

Разделы

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.detailededu.ru