Контроль, его виды и функции. Нетрадиционные формы контроля экстенсивного чтения

Страница 1

элективные курсы английский обучение

Проблема контроля в обучении иностранным языкам по-прежнему остается одной из наиболее актуальных в методике, а что касается осуществления контроля экстенсивного чтения у студентов, то этот аспект вообще довольно слабо освещен в методике.

Существует несколько подходов к трактовке этого понятия. Например, А.С. Парногин использует термины «контроль», «проверка и оценка», «обратная связь». Он отмечает, что приводимые понятия рассматриваются либо как тождественные, либо как отличные друг от друга. Так, в Российской педагогической энциклопедии говорится, что «проверка и оценка – составная часть процесса обучения, осуществляется путем систематического контроля учебной деятельности учащихся на уроках и дома», то есть контроль признается способом проверки и оценки. Н.Ф. Талызина считает, что контроль совпадает по содержанию с обратной связью, а в пособии по контролю в обучении иностранным языкам выражается сомнение в правомерности ограничения контроля рамками обратной связи.

Неопределенность в понимании содержания контроля, видимо, связана с интернациональным характером слова «контроль» и с различным объемом передаваемых этим словом понятий в разных языках. Так, словарь русского языка объясняет его следующим образом: «контроль – проверка, а также наблюдение с целью проверки». В английском языке семантика слова «control» шире. Сюда входят: 1) управление, руководство; 2) власть; 3) надзор; сдерживание; контроль; проверка; регулирование.

Контроль в образовании, согласно А.В. Хуторскому, означает выявление, измерение и оценивание знаний, умений, навыков, способов деятельности, способностей, компетентности учащихся

Еще одно определение дает С.Ф. Шатилов: «Контроль в обучении иностранного языка есть выявление уровня сформированности речевых навыков и умений, определение характера протекания этого процесса, диагностика трудностей, испытываемых учащимися, и проверка эффективности используемых приемов и способов обучения».

Выявление и измерение результатов обучения называют проверкой. Образовательная диагностика – это процесс определения результатов образовательной деятельности учащихся и педагога с целью выявления, анализа, оценивания и корректировки обучения.

В состав диагностики входят различные формы контроля:

Тестирование

Контрольная работа

Анкетирование

Зачет

Экзамен

Комплексный проект

Образовательные ситуации и др.

Оценка – это процесс, деятельность или действие по оцениванию.

Отметка – результат этого процесса.

Оценка имеет различные способы выражения – устное суждение педагога, письменные качественные характеристики, систематизированные по определенным параметрам аналитические данные.

Измерение и оценка успехов в обучении предполагает определение того, что подлежит измерению, а также критериев, показателей, шкал, единиц и инструментов измерения.

От того, какие результаты и в какой форме будут контролироваться, зависит построение обязательного процесса. Ориентирами для контроля выступают предметные знания, умения и навыки, усвоенные обучающимися способы деятельности, развитые способности.

Перейдем к вопросу о выявлении функций контроля. Отметим сразу, что среди отечественных исследователей-методистов по этой проблеме нет единодушия.

В отечественной методике контроль рассматривается как система, которая всесторонне охватывает весь процесс обучения иностранному языку.

Наиболее подробно функции контроля были освещены в работе М. Е. Брейгиной и А. Д. Климентенко. Контроль, по их мнению, выполняет следующие функции: обучающую, диагностическую, корректирующую, контролирующую, управленческую, оценочную, стимулирующую, развивающую, воспитывающую.

Аналогичной точки зрения придерживается и С. Ф. Шатилов, который различает следующие функции: контрольно-коррегирующую, контрольно-предупредительную, контрольно-стимулирующую, контрольно-обучающую, контрольно-диагностирующую, контрольно-воспитательную и развивающую, контрольно-обобщающую. С.Ф. Шатилов, как и некоторые другие методисты, исходит из общедидактического понимания контроля, внося свое понимание этого феномена применительно к предмету «иностранный язык», и выдвигает предупредительную функцию, которая, по его мнению должна установить, какие объекты будут подвергаться контролю, и обобщающую функцию, соответствующую комплексной проверке при подведении итогов.

Вряд ли можно правомерно выделять контролирующую функцию, как это предлагает М. Е. Брейгина и А. Д. Климентенко, ибо все остальные функции носят контролирующий характер, что подчеркивает С. Ф. Шатилов в самих названиях.

Другие авторы (Р.К. Миньяр-Беловучев, Е.И. Пассов, А.П. Стоарков) склонны рассматривать контроль лишь как форму осуществления обратной связи. В соответствии с данной точкой зрения Р.К. Миньяр-Беловучев выдвигает его в качестве основной функции обратной связи, исходя из того, что контроль есть «совокупность рецептивных действий и операций учителя по сопоставлению воспринятого с реально существующим или воображаемым эталоном». Поэтому контроль, по его мнению, призван лишь дать информацию об уровне подготовки учащихся. В качестве дополнительной функции автор выделяет стимулирующую, поскольку ожидание контроля, согласно его мнению, стимулирует учебные действия учащегося, дополнительно активизируя их деятельность. Подобное ограничение контроля в сущности одной функцией нельзя признать удачной, поскольку автор имеет в виду только учителя, хотя процесс обучения является двусторонним (преподавание и учение). Поэтому нельзя не согласиться с удачным замечанием Н.Ф. Талызиной о том, что несмотря на совпадение обратной связи и контроля по содержанию, последний отличается наличием определенных функций, проявляющихся в зависимости от конкретных условий.

Страницы: 1 2

Новые статьи:

Доминантность в психическом развитии
Мотивы и вызываемое ими поведение личности могут быть ситуативными и долговременными, устойчивыми и неустойчивыми. Это зависит от многих причин, в том числе и от законов человеческой психики. Одним из таких законов, играющих важнейшую роль в развитии личности, является закон доминанты. Фундаменталь ...

Пьезоэлектрические свойства полимеров
Пьезоэлектричеством называется генерирование диэлектриками электрических зарядов при их механической деформации (нагружении) или механическая деформация диэлектриков при приложении внешнего электрического поля. Использование полимеров в качестве пьезоэлектриков в настоящее время широко распростране ...

Элективные курсы в профильном обучении
Элективные курсы (курсы по выбору) играют важную роль в системе профильного обучения на старшей ступени школы. В отличии от факультативных курсов, существующих ныне в школе, элективные курсы- обязательны для старшеклассников. В соответствии с одобренной Минобразованием России "Концепцией профи ...

Разделы

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.detailededu.ru