Контроль, его виды и функции. Нетрадиционные формы контроля экстенсивного чтения

Страница 1

элективные курсы английский обучение

Проблема контроля в обучении иностранным языкам по-прежнему остается одной из наиболее актуальных в методике, а что касается осуществления контроля экстенсивного чтения у студентов, то этот аспект вообще довольно слабо освещен в методике.

Существует несколько подходов к трактовке этого понятия. Например, А.С. Парногин использует термины «контроль», «проверка и оценка», «обратная связь». Он отмечает, что приводимые понятия рассматриваются либо как тождественные, либо как отличные друг от друга. Так, в Российской педагогической энциклопедии говорится, что «проверка и оценка – составная часть процесса обучения, осуществляется путем систематического контроля учебной деятельности учащихся на уроках и дома», то есть контроль признается способом проверки и оценки. Н.Ф. Талызина считает, что контроль совпадает по содержанию с обратной связью, а в пособии по контролю в обучении иностранным языкам выражается сомнение в правомерности ограничения контроля рамками обратной связи.

Неопределенность в понимании содержания контроля, видимо, связана с интернациональным характером слова «контроль» и с различным объемом передаваемых этим словом понятий в разных языках. Так, словарь русского языка объясняет его следующим образом: «контроль – проверка, а также наблюдение с целью проверки». В английском языке семантика слова «control» шире. Сюда входят: 1) управление, руководство; 2) власть; 3) надзор; сдерживание; контроль; проверка; регулирование.

Контроль в образовании, согласно А.В. Хуторскому, означает выявление, измерение и оценивание знаний, умений, навыков, способов деятельности, способностей, компетентности учащихся

Еще одно определение дает С.Ф. Шатилов: «Контроль в обучении иностранного языка есть выявление уровня сформированности речевых навыков и умений, определение характера протекания этого процесса, диагностика трудностей, испытываемых учащимися, и проверка эффективности используемых приемов и способов обучения».

Выявление и измерение результатов обучения называют проверкой. Образовательная диагностика – это процесс определения результатов образовательной деятельности учащихся и педагога с целью выявления, анализа, оценивания и корректировки обучения.

В состав диагностики входят различные формы контроля:

Тестирование

Контрольная работа

Анкетирование

Зачет

Экзамен

Комплексный проект

Образовательные ситуации и др.

Оценка – это процесс, деятельность или действие по оцениванию.

Отметка – результат этого процесса.

Оценка имеет различные способы выражения – устное суждение педагога, письменные качественные характеристики, систематизированные по определенным параметрам аналитические данные.

Измерение и оценка успехов в обучении предполагает определение того, что подлежит измерению, а также критериев, показателей, шкал, единиц и инструментов измерения.

От того, какие результаты и в какой форме будут контролироваться, зависит построение обязательного процесса. Ориентирами для контроля выступают предметные знания, умения и навыки, усвоенные обучающимися способы деятельности, развитые способности.

Перейдем к вопросу о выявлении функций контроля. Отметим сразу, что среди отечественных исследователей-методистов по этой проблеме нет единодушия.

В отечественной методике контроль рассматривается как система, которая всесторонне охватывает весь процесс обучения иностранному языку.

Наиболее подробно функции контроля были освещены в работе М. Е. Брейгиной и А. Д. Климентенко. Контроль, по их мнению, выполняет следующие функции: обучающую, диагностическую, корректирующую, контролирующую, управленческую, оценочную, стимулирующую, развивающую, воспитывающую.

Аналогичной точки зрения придерживается и С. Ф. Шатилов, который различает следующие функции: контрольно-коррегирующую, контрольно-предупредительную, контрольно-стимулирующую, контрольно-обучающую, контрольно-диагностирующую, контрольно-воспитательную и развивающую, контрольно-обобщающую. С.Ф. Шатилов, как и некоторые другие методисты, исходит из общедидактического понимания контроля, внося свое понимание этого феномена применительно к предмету «иностранный язык», и выдвигает предупредительную функцию, которая, по его мнению должна установить, какие объекты будут подвергаться контролю, и обобщающую функцию, соответствующую комплексной проверке при подведении итогов.

Вряд ли можно правомерно выделять контролирующую функцию, как это предлагает М. Е. Брейгина и А. Д. Климентенко, ибо все остальные функции носят контролирующий характер, что подчеркивает С. Ф. Шатилов в самих названиях.

Другие авторы (Р.К. Миньяр-Беловучев, Е.И. Пассов, А.П. Стоарков) склонны рассматривать контроль лишь как форму осуществления обратной связи. В соответствии с данной точкой зрения Р.К. Миньяр-Беловучев выдвигает его в качестве основной функции обратной связи, исходя из того, что контроль есть «совокупность рецептивных действий и операций учителя по сопоставлению воспринятого с реально существующим или воображаемым эталоном». Поэтому контроль, по его мнению, призван лишь дать информацию об уровне подготовки учащихся. В качестве дополнительной функции автор выделяет стимулирующую, поскольку ожидание контроля, согласно его мнению, стимулирует учебные действия учащегося, дополнительно активизируя их деятельность. Подобное ограничение контроля в сущности одной функцией нельзя признать удачной, поскольку автор имеет в виду только учителя, хотя процесс обучения является двусторонним (преподавание и учение). Поэтому нельзя не согласиться с удачным замечанием Н.Ф. Талызиной о том, что несмотря на совпадение обратной связи и контроля по содержанию, последний отличается наличием определенных функций, проявляющихся в зависимости от конкретных условий.

Страницы: 1 2

Новые статьи:

Разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.detailededu.ru