Сегодня муниципальная система дошкольного образования города Ростова-на-Дону – сбалансированная сеть дошкольных учреждений различной видовой направленности, отличительной особенностью которых является деятельность в инновационном режиме. Это обусловлено двумя факторами.
Во-первых, кардинально изменились подходы к выбору содержания дошкольного образования. Завершен переход от единообразной "Программы обучения и воспитания детей в детском саду" к "Образовательной программе учреждения", которая ориентирована на статус детского сада, образовательные потребности семьи и возможности педагогического коллектива.
Во-вторых, муниципальная политика в сфере образования и процедура аттестации образовательных учреждений стимулируют рост качества образовательных услуг. Сегодня в Ростове-на-Дону выгодно работать с превышением существующих требований, ведь от статуса дошкольного учреждения зависит заработная плата его сотрудников.
Одним из наиболее важных условий повышения качества дошкольного образования является эффективность научно-методического управления. Приоритетные направления развития служб обеспечения качества образования определены программными документами администрации города, имеют необходимое нормативно-правовое и, что особенно важно, финансовое обеспечение. Именно поэтому модернизация муниципальной методической службы не осталась в плоскости проекта, а получила реальное воплощение в деятельности всех ее структурных подразделений.
В целях обеспечения опережающего характера методического сопровождения образовательного процесса были определены приоритетные направления развития городской методической службы. Ей предстояло стать более открытой (через систематическое выявление и поддержу социально-педагогических инициатив), более мобильной (через развитие сетевых сообществ творчески работающих педагогов и управленцев), более прагматичной (через оперативное выявление и решение наиболее насущных проблем, через развитие системы управленческого консалтинга), оптимальной (через максимально полное использование потенциальных ресурсных возможностей, имеющихся в самой системе дошкольного образования города) и, наконец, более эффективной (через разработку и внедрение универсальной системы мониторинга качества дошкольного образования и обеспечение развития конкурентных отношений между образовательными учреждениями (определение их рейтинга).
Модернизация системы образования в городе (и методической службы в частности) осуществляется с учетом основных тенденций рынка образовательных услуг, которые формировались под влиянием диверсификации сети дошкольных учреждений, смены акцентов в целевом, содержательном и технологическом компонентах образовательного процесса, специфики кадрового потенциала системы и демографической ситуации в городе.
Стать полноценной научно-методической ресурсной базой обеспечения качественного дошкольного образования в городе Ростове-на-Дону - вот главный целевой ориентир всех структурных подразделений городской методической службы. В этой связи актуализируется проблема целевой соподчиненности на всех уровнях научно-методического управления. В таблице приводится примерная система целевых ориентиров для всех структурных подразделений городской методической службы. Подобная конкретизация целей, задач и направлений помогает методистам и руководителям временных творческих объединений дошкольных работников планировать, своевременно корректировать собственные планы, соотносить их по значимости и содержанию с целевыми ориентирами по всей вертикали научно-методического управления.
В настоящее время структура городской методической службы существенно расширена за счет создания временных творческих объединений педагогов на уровне города, района и образовательного учреждения. Особенно активно проявляют себя районные, городские методические объединения и творческие группы. Ежегодно в их работе принимают участие около 70 % педагогических и 100 % управленческих кадров системы дошкольного образования. Профессиональные объединения решают проблемы, связанные с:
· разработкой методического обеспечения отдельных направлений деятельности образовательного учреждения;
· повышением качества дошкольного образования;
· разработкой моделей новых форм дошкольного образования;
· преемственностью дошкольного и начального образования;
· проектированием и реализацией воспитательных систем;
· повышением эффективности коррекционно-развивающей работы в детском саду.
Деятельность профессиональных творческих объединений координируется методистами методического центра образования и, как правило, проходит несколько этапов:
1. Информационно-аналитический этап (июнь - август).
Предполагает сбор и обработку информации о качественных характеристиках системы дошкольного образования, профессиональных затруднениях и образовательных потребностях педагогических и управленческих кадров системы, потенциальных возможностях развития районных систем дошкольного образования, передовом педагогическом и управленческом опыте дошкольных работников.
Общая характеристика региональной системы образования
Научно-образовательный комплекс Тверской области включает в себя более тысячи образовательных учреждений: 495 дошкольных образовательных учреждений с контингентом воспитанников 53843 человек; 564 самостоятельных и 28 филиалов государственных и муниципальных общеобразовательных учреждений, из них, 2 ...
Основные направления развития Российской системы непрерывного
профессионального образования
непрерывное образование профессиональное Для определения государственной политики в области непрерывного профессионального образования необходимо сформулировать национальные цели с учетом той ситуации, которая сложилась в современной России. Непосредственной целью модернизации системы профессиональ ...
Требования к организации любого вида развивающей деятельности
Выделим ряд принципиальных требований, которые предопределяют технологию организации любого вида развивающей деятельности. Прежде всего при организации такой деятельности следует исходить из необходимости подчинения предметного результата воспитательному в виде качественных материальных и идеальных ...