В настоящее время есть еще одна особенность конкурентной борьбы: она касается детей шестилетнего возраста. Где будет осуществляться предшкольное образование? Кто это сможет сделать наиболее качественно? Возможность выбора родителями базы для качественной подготовки ребенка к систематическому обучению сделала конкурентами не только дошкольные учреждения, но и детский сад и школу, детский сад и учреждение дополнительного образования, муниципальный детский сади негосударственное образовательное учреждение.
Таким образом, заинтересованность руководителей дошкольных учреждений в стабильном успехе на рынке образовательных услуг очевидна. Тем более что стабильный успех в быстро меняющихся социально-экономических условиях возможен только при условии деятельности учреждения в режиме развития.
На первом этапе становления системы управленческого консалтинга руководители дошкольных образовательных учреждений обращались к методистам методического центра образования с такими вопросами, например, как:
· какую образовательную программу выбрать учреждению;
· по какой форме составить годовой план, программу развития;
· сколько необходимо обозначить в плане годовых задач;
· каким образом лучше осуществлять календарное планирование?
Не вызывало сомнений, что образовательные потребности руководителей необходимо было не столько изучать, сколько формировать. Увлечение руководителей формой, а не содержанием, неумение объективно оценить ситуацию свидетельствовали о сравнительно низком уровне их управленческой культуры.
На втором этапе становления системы управленческого консалтинга целенаправленная, комплексная работа специалистов городского управления образования и методистов, ученых высшей школы и сотрудников института повышения квалификации обеспечила переход на программно-целевое управление в области муниципального дошкольного образования, повлияла на создание у основной массы руководителей мотивации на собственное развитие и интенсивное развитие их образовательных учреждений. Появились робкие попытки управленцев в проектной деятельности опираться на оценку кадровых, материально-технических и, что особенно радовало, нормативно-правовых условий.
Но, к сожалению, в управлении дошкольными образовательными учреждениями еще оставался целый ряд типичных профессиональных проблем, которые условно можно было разделить на три группы:
· руководители затруднялись в осуществлении мониторинга текущего состояния образовательной ситуации в целом;
· внимание руководителей привлекали вопросы повышения качества не системы образовательных услуг в целом, а отдельных ее направлений (в области укрепления здоровья детей, их художественно-эстетического развития, ранней социализации и пр.);
· при создании проектов идеи развития учреждения заимствовались из педагогической литературы, был велик соблазн воспользоваться чужим аналитическим опытом (пусть даже под грифом "передовой"!).
Продуктивное взаимодействие с методистом-консультантом было затруднено в силу того, что руководителю дошкольным учреждением трудно было встать на позицию заказчика. Чтобы охарактеризовать потребности руководителей в консультационной помощи на этом этапе можно сослаться на отрывок из книги Л.Кэрролла "Алиса в стране чудес":
"- Не скажете ли мне, по какой дороге мне отсюда идти?
- Это сильно зависит от того, куда вы хотите прийти, - сказал Кот.
- Мне в общем-то все равно . - сказала Алиса.
- Тогда неважно, какой дорогой идти, - ответил Кот".
Но все-таки первый опыт осуществления методистами методического центра образования экспресс-анализа образовательной ситуации в отдельных учреждениях был накоплен. Он помог найти и выделить основные проблемы в управлении конкретными детскими садами в целом и их ресурсами в частности.
Оперативная диагностика в рамках управленческого консалтинга выявила некое противоречие: с одной стороны, руководитель выступал заказчиком, был заинтересован в объективной оценке актуального состояния учреждения, но с другой – подобная оценка возможна при наличии всех необходимых исходных данных. Именно в этом и заключается основная трудность - руководители или не имели детальной информации о деятельности своего учреждения, или представляли ее консультанту в таком виде, чтобы не привлекать к себе повышенного внимания со стороны органов управления и других заинтересованных лиц и организаций.
На третьем этапе становления системы управленческого консалтинга стал очевиден интерес Министерств образования РФ и Ростовской области к подобной деятельности. Наличие системы управления качеством образовательных услуг стало одним из важных критериев обязательной аттестации образовательных учреждений.
Государственные и муниципальные органы управления в сфере образования поощряли работу руководителей и педагогических коллективов над стратегическими планами развития их учреждений, инициировали социальное партнерство в этой области, поддерживали внедрение новых информационных технологий в управленческую деятельность.
Сущность непрерывного образования
Идея непрерывного образования занимает заметное место в ряду прогрессивных идей культуры XX в. Общечеловеческая и философская значимость этой идеи велика, так как смысл ее заключается в том, чтобы обеспечить каждому человеку постоянное развитие, совершенствование, творческое обновление на протяжени ...
Задачи воспитания в семье
Развитие интеллекта и творческих способностей, познавательных сил и первичного опыта трудовой деятельности, нравственное и эстетическое формирование, эмоциональная культура и физическое здоровье детей – все это зависит от семьи, от родителей, и все это составляет задачи семейного воспитания. В перв ...
Особенности формирования культуры межнационального общения у младших
подростков
Культура межнациональных отношений - есть не что иное, как высокая степень совершенства и развития этих отношений, которые проявляются в межнациональных экономических и духовных связях разных народов, в соблюдении определенного нравственного такта и взаимной уважительности представителей различных ...