В настоящее время есть еще одна особенность конкурентной борьбы: она касается детей шестилетнего возраста. Где будет осуществляться предшкольное образование? Кто это сможет сделать наиболее качественно? Возможность выбора родителями базы для качественной подготовки ребенка к систематическому обучению сделала конкурентами не только дошкольные учреждения, но и детский сад и школу, детский сад и учреждение дополнительного образования, муниципальный детский сади негосударственное образовательное учреждение.
Таким образом, заинтересованность руководителей дошкольных учреждений в стабильном успехе на рынке образовательных услуг очевидна. Тем более что стабильный успех в быстро меняющихся социально-экономических условиях возможен только при условии деятельности учреждения в режиме развития.
На первом этапе становления системы управленческого консалтинга руководители дошкольных образовательных учреждений обращались к методистам методического центра образования с такими вопросами, например, как:
· какую образовательную программу выбрать учреждению;
· по какой форме составить годовой план, программу развития;
· сколько необходимо обозначить в плане годовых задач;
· каким образом лучше осуществлять календарное планирование?
Не вызывало сомнений, что образовательные потребности руководителей необходимо было не столько изучать, сколько формировать. Увлечение руководителей формой, а не содержанием, неумение объективно оценить ситуацию свидетельствовали о сравнительно низком уровне их управленческой культуры.
На втором этапе становления системы управленческого консалтинга целенаправленная, комплексная работа специалистов городского управления образования и методистов, ученых высшей школы и сотрудников института повышения квалификации обеспечила переход на программно-целевое управление в области муниципального дошкольного образования, повлияла на создание у основной массы руководителей мотивации на собственное развитие и интенсивное развитие их образовательных учреждений. Появились робкие попытки управленцев в проектной деятельности опираться на оценку кадровых, материально-технических и, что особенно радовало, нормативно-правовых условий.
Но, к сожалению, в управлении дошкольными образовательными учреждениями еще оставался целый ряд типичных профессиональных проблем, которые условно можно было разделить на три группы:
· руководители затруднялись в осуществлении мониторинга текущего состояния образовательной ситуации в целом;
· внимание руководителей привлекали вопросы повышения качества не системы образовательных услуг в целом, а отдельных ее направлений (в области укрепления здоровья детей, их художественно-эстетического развития, ранней социализации и пр.);
· при создании проектов идеи развития учреждения заимствовались из педагогической литературы, был велик соблазн воспользоваться чужим аналитическим опытом (пусть даже под грифом "передовой"!).
Продуктивное взаимодействие с методистом-консультантом было затруднено в силу того, что руководителю дошкольным учреждением трудно было встать на позицию заказчика. Чтобы охарактеризовать потребности руководителей в консультационной помощи на этом этапе можно сослаться на отрывок из книги Л.Кэрролла "Алиса в стране чудес":
"- Не скажете ли мне, по какой дороге мне отсюда идти?
- Это сильно зависит от того, куда вы хотите прийти, - сказал Кот.
- Мне в общем-то все равно . - сказала Алиса.
- Тогда неважно, какой дорогой идти, - ответил Кот".
Но все-таки первый опыт осуществления методистами методического центра образования экспресс-анализа образовательной ситуации в отдельных учреждениях был накоплен. Он помог найти и выделить основные проблемы в управлении конкретными детскими садами в целом и их ресурсами в частности.
Оперативная диагностика в рамках управленческого консалтинга выявила некое противоречие: с одной стороны, руководитель выступал заказчиком, был заинтересован в объективной оценке актуального состояния учреждения, но с другой – подобная оценка возможна при наличии всех необходимых исходных данных. Именно в этом и заключается основная трудность - руководители или не имели детальной информации о деятельности своего учреждения, или представляли ее консультанту в таком виде, чтобы не привлекать к себе повышенного внимания со стороны органов управления и других заинтересованных лиц и организаций.
На третьем этапе становления системы управленческого консалтинга стал очевиден интерес Министерств образования РФ и Ростовской области к подобной деятельности. Наличие системы управления качеством образовательных услуг стало одним из важных критериев обязательной аттестации образовательных учреждений.
Государственные и муниципальные органы управления в сфере образования поощряли работу руководителей и педагогических коллективов над стратегическими планами развития их учреждений, инициировали социальное партнерство в этой области, поддерживали внедрение новых информационных технологий в управленческую деятельность.
Проблемы модернизации общего образования и пути их решения
Базовое звено модернизации образования - общеобразовательная школа. Модернизация школы предполагает решение ряда системных задач первостепенной из которых является задача достижения нового, современного качества образования. Однако на пути становления нового качества образования, необходимо разреши ...
Детская
гиперподвижность и ее причины
Гиперподвижность (гипер – составная часть сложных слов, указывающая на превышение нормы) в детском возрасте – явление достаточно распространенное. Важно знать, что гиперподвижность может быть признаком гиперактивности, или заболевания, которое определяется врачами как «синдром дефицита внимания с г ...
Особенности формирования культуры межнационального общения у младших
подростков
Культура межнациональных отношений - есть не что иное, как высокая степень совершенства и развития этих отношений, которые проявляются в межнациональных экономических и духовных связях разных народов, в соблюдении определенного нравственного такта и взаимной уважительности представителей различных ...