Понятие «социальной адаптации» в психолого-педагогических исследованиях

Новое образование » Сюжетно-ролевая игра как средство успешной социальной адаптации воспитанников школы-интерната » Понятие «социальной адаптации» в психолого-педагогических исследованиях

Страница 4

v Степень реализации внутриличностного потенциала;

v Интеграция индивида и среды (отождествление себя с ценностями, традициями, взглядами окружающего социального слоя) .

Таким образом, социальная адаптация представляет собой постоянный процесс и результат активного приспособления индивида к условиям изменяющейся социальной среды. Она является главной детерминантой формирования навыков общения, поведения и деятельности. А это дает личности возможность самоутвердиться, реализовать свои потребности, интересы и творческий потенциал.

Адаптация имеет двойственный характер: с одной стороны, она представляет собой приспособления индивида к социальной среде, а с другой, изменение индивидом этой среды в соответствии со своими интересами, социальным опытом и мировоззрением и общественными требованиями. То есть, личность, чтобы «повысить уровень социального комфорта, прилагает усилия к поиску действенных путей аккомодационного (усвоение правил среды) и ассимиляционного (преобразование) характера. Адаптация является способностью человека активно взаимодействовать с социальной средой и использовать ее потенциал для собственного развития» [18, с.12].

С процессом адаптации неразрывно связан процесс дезадаптации, который является противоположным с ней по значению.

Для лучшего понимания исследуемой проблемы важно рассмотреть антоним понятия «адаптация» – «дезадаптация». В.Н. Литовченко определяет дезадаптацию как неспособность человека соответствовать собственным потребностям и притязаниям, выполнять требования, которые предъявляют ему среда и собственная социальная роль. Признаком дезадаптаци является переживание длительных внутренних и внешних конфликтов без своевременного формирования механизмов поведения, необходимых для их разрешения.

Дезадаптация приводит к дезадаптированности личности. Можно выделить несколько видов дезадаптированности: 1. устойчивая ситуативная дезадаптированность– имеет место в определенных социальных ситуациях, когда человек не находит путей и средств адаптации, хотя и предпринимает такие попытки (примером являются изолированные члены малых групп); 2. временная дезадаптированность в результате смены микросоциума, референтной группы, социальной роли( новый коллектив, изменившийся микросоциум и проч.) – устраняется с помощью адекватных адаптивных социально-педагогических и внутрипсихических действий; 3. общая устойчивая дезадаптированность– вызвана непрерывным воздействием факторов, препятствующих удовлетворению его потребностей, и неспособностью личности изменить сложившуюся ситуацию.

Дезадаптация может быть следствием отсутствия у человека возможностей приспособиться к темпу жизни, трудовым или учебным нагрузкам. Этот тип нарушения адаптации чаще всего встречается у соматически ослабленных детей и подростков, у людей со слабым и инертным типом нервной системы, нарушениями органов чувств.

Последствия, к которым приводит дезадаптация, можно выделить следующие:

1. личностные деформации;

2. недостаточное физическое развитие;

3. задержка психического развития;

4. возможные мозговые дисфункции;

5. типичные нервные расстройства (подавленность, заторможенность, возбудимость, агрессивность);

6. одиночество – человек оказывается один на один со своими проблемами;

7. проблемы во взаимоотношениях со сверстниками, другими людьми.[15, с.89–92].

Тем самым, процесс дезадаптации является деструктивным, негативно сказывающемся на развитии, воспитании и обучении ребенка процесс, при чем дезадаптированный ребенок также оказывает негативное воздействие на людей, окружающих его. Усугубляют ситуацию дезадаптаци трудновоспитуемость и социально-педагогическая запущенность, которые привносят специфические элементы, которые негативно влияют на социальную адаптацию ребенка. Поэтому необходимо проводить коррекционные и профилактические мероприятия, направленные на снижение уровня дезадаптаци и повышение уровня социальной адаптации ребенка в современных меняющихся условий в контексте современной цивилизации.

К основным путям преодоления и предупреждения последствий дезадаптации Л.В. Мардахаев относит: 1. создание оптимальных средовых условий для ребенка; 2. недопущение перегрузок в процессе обучения из-за несоответствия уровня трудностей учения индивидуальным возможностям ребенка и организации учебного процесса; 3. поддержка и помощь детям в адаптации к новым для них условиям; 4. побуждение ребенка к самоактивизации и самопроявлению в среде жизнедеятельности, стимулирующих их адаптацию; 5. создание доступной социальной службы социально-психологической и педагогической помощи различным категориям населения, оказавшегося в трудной жизненной ситуации: телефоны доверия, кабинеты социально-психологической и педагогической помощи, кризисные стационары; 6. обучение родителей, учителей и воспитателей методике работы по предупреждению дезадаптаци и преодолению ее последствий; 7. подготовка специалистов для специализированных служб социально-психологической и педагогической помощи различным категориям людей в трудной жизненной ситуации. Содержание и характер социально-педагогической деятельности определяется теми последствиями, к которым привела дезадаптация.[6–с.92].

Страницы: 1 2 3 4 5

Новые статьи:

Понятие «ценность», «ценностное отношение»
Ценности - специфически социальные определения объектов окружающего мира, выявляющие их положительные или отрицательные значения для человека и общества (благо, добро и зло, прекрасное и безобразное), заключенные в явлениях общественной жизни и природы. По мнению М. Вебера - ценность - термин, широ ...

Бессмертный подвиг двадцати восьми героев
Это было 16 ноября 1941 года. Фашисты рвались к Москве. Путь им преградили гвардейцы из дивизии генерала Панфилова. Их было 28 человек. Среди них были русские, казахи, украинцы. Прямо на них шли 20 фашистских танков. Отважные воины приняли неравный бой. Бой продолжался несколько часов. Враг двинул ...

Исследование успешности начального школьного обучения детей, закончивших различные типы дошкольных учреждений и не посещавших их
Обеспечение равных стартовых возможностей детей старшего дошкольного возраста при поступлении в начальную школу является одной из актуальных задач образовательной политики нашего города. В настоящее время дошкольные учреждения не посещают около 47 % малышей. Это происходит по целому ряду причин (не ...

Разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.detailededu.ru