Понятие «социальной адаптации» в психолого-педагогических исследованиях

Новое образование » Сюжетно-ролевая игра как средство успешной социальной адаптации воспитанников школы-интерната » Понятие «социальной адаптации» в психолого-педагогических исследованиях

Страница 4

v Степень реализации внутриличностного потенциала;

v Интеграция индивида и среды (отождествление себя с ценностями, традициями, взглядами окружающего социального слоя) .

Таким образом, социальная адаптация представляет собой постоянный процесс и результат активного приспособления индивида к условиям изменяющейся социальной среды. Она является главной детерминантой формирования навыков общения, поведения и деятельности. А это дает личности возможность самоутвердиться, реализовать свои потребности, интересы и творческий потенциал.

Адаптация имеет двойственный характер: с одной стороны, она представляет собой приспособления индивида к социальной среде, а с другой, изменение индивидом этой среды в соответствии со своими интересами, социальным опытом и мировоззрением и общественными требованиями. То есть, личность, чтобы «повысить уровень социального комфорта, прилагает усилия к поиску действенных путей аккомодационного (усвоение правил среды) и ассимиляционного (преобразование) характера. Адаптация является способностью человека активно взаимодействовать с социальной средой и использовать ее потенциал для собственного развития» [18, с.12].

С процессом адаптации неразрывно связан процесс дезадаптации, который является противоположным с ней по значению.

Для лучшего понимания исследуемой проблемы важно рассмотреть антоним понятия «адаптация» – «дезадаптация». В.Н. Литовченко определяет дезадаптацию как неспособность человека соответствовать собственным потребностям и притязаниям, выполнять требования, которые предъявляют ему среда и собственная социальная роль. Признаком дезадаптаци является переживание длительных внутренних и внешних конфликтов без своевременного формирования механизмов поведения, необходимых для их разрешения.

Дезадаптация приводит к дезадаптированности личности. Можно выделить несколько видов дезадаптированности: 1. устойчивая ситуативная дезадаптированность– имеет место в определенных социальных ситуациях, когда человек не находит путей и средств адаптации, хотя и предпринимает такие попытки (примером являются изолированные члены малых групп); 2. временная дезадаптированность в результате смены микросоциума, референтной группы, социальной роли( новый коллектив, изменившийся микросоциум и проч.) – устраняется с помощью адекватных адаптивных социально-педагогических и внутрипсихических действий; 3. общая устойчивая дезадаптированность– вызвана непрерывным воздействием факторов, препятствующих удовлетворению его потребностей, и неспособностью личности изменить сложившуюся ситуацию.

Дезадаптация может быть следствием отсутствия у человека возможностей приспособиться к темпу жизни, трудовым или учебным нагрузкам. Этот тип нарушения адаптации чаще всего встречается у соматически ослабленных детей и подростков, у людей со слабым и инертным типом нервной системы, нарушениями органов чувств.

Последствия, к которым приводит дезадаптация, можно выделить следующие:

1. личностные деформации;

2. недостаточное физическое развитие;

3. задержка психического развития;

4. возможные мозговые дисфункции;

5. типичные нервные расстройства (подавленность, заторможенность, возбудимость, агрессивность);

6. одиночество – человек оказывается один на один со своими проблемами;

7. проблемы во взаимоотношениях со сверстниками, другими людьми.[15, с.89–92].

Тем самым, процесс дезадаптации является деструктивным, негативно сказывающемся на развитии, воспитании и обучении ребенка процесс, при чем дезадаптированный ребенок также оказывает негативное воздействие на людей, окружающих его. Усугубляют ситуацию дезадаптаци трудновоспитуемость и социально-педагогическая запущенность, которые привносят специфические элементы, которые негативно влияют на социальную адаптацию ребенка. Поэтому необходимо проводить коррекционные и профилактические мероприятия, направленные на снижение уровня дезадаптаци и повышение уровня социальной адаптации ребенка в современных меняющихся условий в контексте современной цивилизации.

К основным путям преодоления и предупреждения последствий дезадаптации Л.В. Мардахаев относит: 1. создание оптимальных средовых условий для ребенка; 2. недопущение перегрузок в процессе обучения из-за несоответствия уровня трудностей учения индивидуальным возможностям ребенка и организации учебного процесса; 3. поддержка и помощь детям в адаптации к новым для них условиям; 4. побуждение ребенка к самоактивизации и самопроявлению в среде жизнедеятельности, стимулирующих их адаптацию; 5. создание доступной социальной службы социально-психологической и педагогической помощи различным категориям населения, оказавшегося в трудной жизненной ситуации: телефоны доверия, кабинеты социально-психологической и педагогической помощи, кризисные стационары; 6. обучение родителей, учителей и воспитателей методике работы по предупреждению дезадаптаци и преодолению ее последствий; 7. подготовка специалистов для специализированных служб социально-психологической и педагогической помощи различным категориям людей в трудной жизненной ситуации. Содержание и характер социально-педагогической деятельности определяется теми последствиями, к которым привела дезадаптация.[6–с.92].

Страницы: 1 2 3 4 5

Новые статьи:

Современные требования к обеспечению условий внедрения ФГОС
Под организацией введения Стандарта понимается комплекс мероприятий, реализация которых необходима для его введения. Требования к условиям и ресурсному обеспечению реализации основной образовательной программы начального общего образования – один из трех компонентов Федерального государственного об ...

Методическая разработка практического занятия «Процесс развития проростка яровой пшеницы»
Цель: Ознакомить студентов с процессом развития проростка яровой пшеницы и воспитать у них уважение к людям на земле. Задачи: Закрепить у студентов знания, полученные на предыдущем занятии по хлебам первой и второй группе. На примере яровой пшеницы дать понятие о росте и развитии растений разных эк ...

Экспериментальное исследование на основе модификации методики Бурдона «Волшебный домик»
Цель нашего эксперимента – рисование портрета средствами нетрадиционных техник, помочь реализовать себя, уметь соединять в одном рисунке различные материалы для получения выразительного образа. Для достижения этой цели я разработала перспективный план изобразительной деятельности с использованием н ...

Разделы

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.detailededu.ru