2. «Движение». В свободной части групповой комнаты размещаются мячи разного размера по количеству детей. Детям предлагается выбрать любой мяч для игры. Фиксируется название движения, степень подвижности, продолжительность игры. Предполагается, что первое движение (интенсивное, менее интенсивное) должно характеризовать степень подвижности ребенка. При выполнении быстрых, малоуправляемых движений с мячом двигательное поведение ребенка определяется как гиперподвижное. Если ребенок долго не может выбрать движение и выбранное движение явно замедленное (ходит с мячом, садится и прокатывает мяч и т.п.), он относится к малоподвижным детям. В остальных случаях поведение детей оценивается как оптимально подвижное.
3. «Круг». На полу рисуется (выкладывается из шнура) круг диаметром 2,5 метра. Ребенку предлагается играть с мячом, не выходя за пределы круга. Фиксируется все действия с мячом, их интенсивность и умение или не умение удержать мяч в кругу. Предполагается, что ребенок, выполнивший это требование, не может быть отнесен к группе чрезмерно подвижных детей, т.к. принимает инструкцию педагога и в достаточной степени умеет управлять движениями.
4. «Пространство» В часы самостоятельной деятельности проводится наблюдение за передвижением ребенка по группе.
Данные фиксируются на схеме групповой комнаты, где отмечаются все перемещения ребенка. Как правило, гиперподвижные дети постоянно меняют местонахождение, малоподвижные – очень редко. Поведение остальных детей оценивается как оптимально подвижное.
Таблица 2. Протокол наблюдения и оценки ДА
Имя ребенка _ Возраст _ Дата наблюдения
«Игрушка» |
«Движение» |
«Круг» |
«Пространство» |
«Выбери любую игрушку и начни с ней движение» |
«Возьми мяч и начни с ним играть» |
«Попробуй играть с мячом, не выходя из круга» |
«Нарисовать схему групповой комнаты» |
Примечание: В графе «Игрушка» записывается выбранная ребенком игрушка и первое движение с ней.
В графе «Движение» записывается первое движение и последующее.
В графе «Круг» отмечаются движения, выполняемые ребенком; удалось ли ребенку играть в пределах круга.
В графе «Пространство» стрелками отмечаются все перемещения ребенка по групповой комнате; остановки отмечаются порядковыми числами.
Двигательное поведение одного и того же ребенка в этих наблюдениях может быть разным: оптимально подвижным, гиперподвижным, малоподвижным. Поэтому при анализе карты наблюдения необходимо сравнить показатели и подвести итог. При трех идентичных показателях ребенок может быть отнесен к определенному типу двигательного поведения. Полученные данные сравнивают с характеристиками детей разной подвижности, имеющимися в литературе. При необходимости они уточняются дополнительными наблюдениями (если полученные данные противоречивы).
Понятие «графическая грамотность» в психолого-педагогической литературе
В словарях приводится следующее толкование: «грамотность - определенный уровень владения человеком навыками чтения, письма, счета; грамотность функциональная - владение человеком комплексом знаний, умений и навыков, необходимых ему для сознательного и активного участия в экономической, природоохран ...
Объекты социально-педагогической деятельности
Активность субъекта всегда направленная на конкретный объект. В последнее время выделены категории граждан, которым оказывается социально-педагогическая помощь: · дети-инвалиды, · дети-сироты, · дети-правонарушители, · дети группы риска, · та категория подростков, которая требует помощи в процессе ...
Значение и особенности домашних заданий по физической культуре
Забота об укреплении здоровья детей — дело большой государственной важности. Вся полнота ответственности за гармоническое воспитание подрастающего поколения ложится на семью и школу. От того, как относятся к физическому воспитанию родители и школа, во многом зависит и отношение к этому предмету дет ...