Диагностика двигательного развития дает возможность получить характеристики уровня двигательной активности, состояние развития движений ребенка, позволяет определить для него «ближайшую зону» формирования жизненно важных двигательных умений и физических качеств.
Знания особенностей двигательного развития детей необходимы педагогу для того, чтобы соответствующим образом построить двигательный режим и распорядок дня в целом, создать условия для двигательной активности с учетом особенностей каждого ребенка, обеспечить оптимальность физических и умственных нагрузок в двигательной, игровой и учебной деятельности.
Оценка двигательной активности. Сущность диагностики двигательной акивности сводится, главным образом, к оценке индивидуального уровня подвижности детей с тем, чтобы оптимизировать их двигательную деятельность и при необходимости обеспечить своевременную коррекцию. По степени подвижности дети дифференцируются в три основные группы: оптимально подвижные, малоподвижные, гиперподвижные. Мало – и гиперподвижные дети относятся к группе риска и требуют коррекционной работы. Педагог должен знать типичные характеристики поведения детей разной подвижности.
Наиболее заметны в группе гиперподвижные дети. Они находят возможность двигаться в любых условиях. Движения их быстры, резки, обычно бесцельны. Из – за высокой интенсивности они как бы не успевают вникнуть в суть своей деятельности, не могут управлять в должной степени своими движениями. Важно знать, что гиперподвижность может быть признаком гиперактивности – заболеванием, которое определяется врачами как «синдром дефицита внимания с гиперактивностью». У гиперактивных детей двигательная деятельность не целенаправленна, мало мотивирована. У этих детей движения более простые, но темп выполнения гораздо выше, часто отмечается неловкость, дискоординация, несформированность мелкой моторики и навыков самообслуживания, нарушения эмоциональной сферы. Специалисты считают, что в дошкольном возрасте эта болезнь проявляется чаще всего двигательной расторможенностью, моторной неловкостью, рассеянностью, повышенной утомляемостью, импульсивностью. Если проводить коррекцию в начале заболевания (в дошкольном возрасте), то прогноз достаточно оптимистичен (12).
Как выявить гиперактивного ребенка
В практической деятельности специалиста дошкольного образования достаточно верное представление о степени подвижности ребенка дает метод наблюдения. Необходимо обратить внимание: на самых подвижных детей; на тех, кто смирно сидит в стороне, не решаясь (или не желая) активно двигаться; на то, какие движения преобладают у отдельных детей и группы в целом. Попробовать определить вид деятельности (двигательная, игровая, трудовые действия), запомнить, кто двигается сам по себе, кто умеет «завоевывать» пространство для своих игр, кто его боится. При наблюдении следует соотносить движения с эмоциями (можно увидеть прямую связь), чтобы оказать ребенку необходимую помощь. Результаты наблюдения сравниваются с характеристиками детей разного уровня подвижности (оптимально подвижные, малоподвижные, гиперподвижные).
Поведение гиперактивных детей может быть внешне похожим на поведение детей с повышенной тревожностью, поэтому педагогу важно знать основные отличия поведения одной категории детей от другой. Приведенная ниже таблица 1 поможет в этом.
Кроме того, поведение тревожного ребенка социально не разрушительно, а гиперактивный часто является источником разнообразных конфликтов, драк и просто недоразумений.
Чтобы выявить гиперактивного ребенка в группе детского сада или в классе, необходимо длительно наблюдать за ним, проводить беседы с родителями и педагогами.
Основные проявления гиперактивности можно разделить на три блока: дефицит активного внимания, двигательная расторможенность, импульсивность.
Американские психологи П. Бейкер и М. Алворд предлагают следующие критерии выявления гиперактивности у ребенка.
Общие понятия о заданиях на дом по физическому воспитанию
Физическое воспитание детей нельзя полностью осуществить только на уроках, так как два часа занятий в неделю не обеспечивают прочного усвоения знаний, умений и навыков в физических упражнениях. Чтобы достичь больших успехов в овладении учебным материалом, необходима и самостоятельная работа учащихс ...
Урок-лабораторная работа по теме «Агрегатные состояния вещества»
Тема: Агрегатные состояния вещества Тип урока: урок-лабораторная работа Цели: Обучающая - проверить знание у учащихся понятий: плавление, кристаллизация, парообразование, температура плавления, отвердевания и кипения; научить учащихся применять знания, полученные при изучении темы “Тепловые явления ...
Игры и
упражнения для детей с гиперподвижным поведением
Подбирая игры (особенно подвижные) для гиперактивных детей, необходимо учитывать следующие особенности таких детей: дефицит внимания, импульсивность, очень высокую активность, а также неумение длительное время подчиняться групповым правилам, выслушивать и выполнять инструкции (заострять внимание на ...