Реализация условий ознакомления младших школьников с элементами графической грамотности

Новое образование » Ознакомление младших школьников с элементами графической грамотности » Реализация условий ознакомления младших школьников с элементами графической грамотности

Страница 6

На основе двигательных элементов был построен алгоритм действий ученика при отработке начертания буквы в тетради – прописи, а именно: на рисунке двигательных элементов, выполненных с помощью пунктирных линий, были даны точки со штрихами, которые указывают на начало и последовательность начертания этих элементов в букве, а также места их соединения. Использовали два типа точек: черная точка со штрихом обслуживает первоначальный этап усвоения технологии начертания букв, показывая места соединений двигательных элементов в букве и направление движения руки при их написании, в то время, как красная точка со штрихом регулируют процесс усвоения техники соединения букв и сохраняет свою сигнальную функцию на разных этапах обучения письму.

Избежать излишнего утомления при письме помогал прием тактирования, формирующий у ребенка умение чередовать напряжение руки с расслаблением.

Так организованное усвоение правил поэлементно-целостного письма обеспечивал переход к безотрывному письму на последующих этапах выработки автоматизированности графического навыка каждого ученика.

В тетрадях-прописях даны логически упражнения, при выполнении которых дети учатся анализировать, сравнивать, объединять буквы на основе выделения в них общих и отличительных признаков. Такие задания способствуют повторению и систематизации изученного графического материала и одновременно развивают мышление ребенка.

На наших занятиях мы формировали у младших школьников умения правильно сидеть за партой и пользоваться письменными принадлежностями (держать ручку, наклонно располагать тетрадь на столе во время письма); знакомили с основными элементами графической системы и отрабатывали их начертания; знакомили с направлениями руки во время письма (сверху вниз, снизу вверх, слева на право, справа на лево); формировали понятия о прямой (горизонтальной, вертикальной, наклонной) и полуовальной линиях, умения ориентироваться на пространстве листа (в тетради-прописи) и на пространстве классной доски; развивали мелкие движения руки при копировании и штриховке рисунков-бордюров.

Проведенное исследование убедило нас в том, что совершенствование процесса формирования графических навыков возможно, и оно может быть достаточно эффективным. Принимая во внимание результаты экспериментальных работ, и, обобщив материалы, разработанные по данному вопросу в психологии, педагогике, физиологии, методике, мы вышли на пути оптимизации работы над усвоением графических умений и навыков в начальной школе, предназначенные для учителей, родителей, завучам по начальным классам и других.

В процессе выполнения поставленных задач исследования, изучалось мнение специалистов по проблеме. Было отмечено, что формирование графической грамотности – длительный и сложный процесс. Сложный и по структуре самого акта письма, и по структуре формирования графических умений и навыков, и по психофизиологическим механизмам, лежащим в его основе. В ходе многочисленных упражнений учащихся по отработке и закреплению навыка он совершенствуется и достигает автоматизма.

Мы убедились в том, что у учеников младшего школьного возраста развитие и автоматизация графических навыков осложняется из-за недостаточной динамичности мышц руки, недоразвития ручной моторики и слабости мышечного тонуса. Замедленность процесса переработки сенсорной информации, несовершенство межанализаторной интеграции, несовершенство зрительного и двигательного контроля за движениями приводит к многочисленным графическим ошибкам и трудностям письма.

Ознакомление младших школьников с элементами графической грамотности - процесс, в котором существенная роль принадлежит осознанию целей и задач действия: что должно быть получено в результате действия и на отдельных его этапах. Четкое выделение учителем задач, их ясное осознание обучающимися коренным образом сказывается на успешности формирования графического навыка. Очень важное значение имеет осознание способов выполнения действия. В этом случае формирование навыка заметно ускоряется: требуется меньшее количество упражнений, минимизируется количество ошибок, а сформированный навык оказывается более лабильным, гибким. Важным является осознание самих движений в действии - их пространственных характеристик. Это сокращает количество проб во время поиска нужных движений и сами лишние движения, в результате этого уменьшается количество ошибок. При формировании графического навыка необходимым условием является анализ достигнутых результатов, допущенных ошибок, причин их возникновения.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Новые статьи:

Биологические особенности яровой пшеницы
Мягкая яровая пшеница относится к семейству мятликовых и входит в состав первой группы зерновых хлебов. Мягкая яровая пшеница представляет собой однолетнее травянистое растение высотой 0,5-1,5 м, состоящее из корневой системы, стебля - соломины, листьев и соцветия - колоса. Пшеница имеет мочковатую ...

Система уроков по теме
Классно-урочная система обучения в современной школе отличается большим разнообразием типов и видов уроков. Задача учителя в этих условиях заключается в том, чтобы продумать четкую систему логически взаимосвязанных уроков, применения которой позволило бы ему обучать детей самоорганизации, умениям и ...

Специфика культурно-досуговой деятельности детей
В рамках культурно-досугововй деятельности значение эстетического фактора является одним из центральных, однако, ценностноориенированное преобразование человеческой личность средствами социокультурной деятельности весьма сложный и многоаспектный процесс. Вопросы, связанные с изучением личности, при ...

Разделы

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.detailededu.ru