Другое задание по отработки величины букв и расстояния между ними было предложено В.А. Илюхиной: написание прямой наклонной линии. Причем линии должны располагаться строго на одинаковом расстоянии друг от друга и быть одинаковой высоты.
Таким образом, отрабатывается высота строчной и заглавной букв и расстояние между буквами.
Задания на отработку умения делить линию на две-три равных части.
Для отработки способа соединения был взят алгоритм отработки соединений букв Н.Г. Агарковой, которая выделяет 3 вида соединений: верхнее, нижнее и среднеплавное.
Также учащимся были предложены задания на индивидуальных карточках. Оно было заключительным.
Сначала учащимся предложили написать в воздухе задание с карточки – прием воображаемого письма. Затем обвести образец через кальку – копировальный способ, сделать анализ формы буквы, то есть разложить ее на составляющие, зрительновыделяемые элементы, составить из них букву. Потом было показано, как правильно пишется буква и ее соединение с другими буквами – этот прием, прием показа учителем процесса письма и объяснения способов написания букв, слогов, и так далее, является главным, основным, определяющим. Все ученики видят и запоминают процесс правильного написания, затем ученик списывает с образца учителя на доске или с индивидуальной карточки. Списывание учащимися с готового образца – это еще один методический прием, использованный для проведения эксперимента.
В течение выполнения всех заданий учащимся напоминалось о правильной посадке, о положении тетради, ручки в руке и так далее. Таким образом, контролировалось соблюдение гигиенических правил письма.
После проведения индивидуальной систематической работы с учащимися был сделан контрольный срез с учащимися, участвующими в эксперименте. Из контрольного среза видна разница между учащимися – участниками эксперимента и остальными учащимися класса. Работы экспериментуемых резко отличались от работ остальных учащихся: у них практически отсутствовали графические ошибки (Также было выявлено, что недостатки их формирующихся почерков исправились:
Алешин К.: научился писать букву «К» без искажений, высота надстрочных элементов стала одинаковой;
Иванов П.: правильно стал писать нижние соединения;
Рослякова Н.: красиво пишет нижние петли строчных букв «у», «д», «з»;
Ударцева С.: лучше стала писать буквы округлой формы «о», «с», «ф», «а»;
Бабурин П.: научился разграничивать высоту заглавных и строчных букв.
Таким образом, из проведенной работы видно, что при индивидуальной систематической работе с учащимися учитель может не только сформировать графический навык, но и на ранних этапах предупредить и исправить недостатки в их письме, опираясь на разработанные современные эффективные методики обучения письму. Но современному учителю для достижения наилучших результатов необходимо владеть как можно большим количеством методик обучения графике, комбинировать их в зависимости от индивидуальных особенностей каждого ребенка своего класса.
Для обеспечения эффективной работы по совершенствованию процесса формирования графических навыков учителю необходимо:
учитывать психофизиологические особенности младших школьников в целом и учащихся своего класса, его отдельных групп;
учитывать гигиенические условия;
учитывать специфику учебного материала и дидактических задач урока;
знать потенциальные возможности данного УМК и путей повышения эффективности учебных упражнений;
знать технику работы над усвоением графического навыка.
На обучение младших школьников могут быть направлены следующие аспекты профессиональной деятельности конкретного учителя:
Аспекты возникновения и развития личностно-ориентированного
обучения
Обучение под жестким или мягким давлением при твердой дисциплине учащихся для всех одинаковое по содержанию и методике, безоговорочное подчинение ученика учителю были характерны для учебных заведений в течение многих столетий. Такой стиль отношений «учитель — ученик» в последнее время получил назва ...
Родной язык как средство воспитания
Центральное место в педагогической системе Ушинского занимает его учение о родном языке как о главнейшем источнике, - факторе и средстве воспитания человека. Язык является созданием самого человека, созданием народа, его истории, воплощающим в себе жизнь самого народа, его историю, его стремления ...
Система ценностей, составляющих основу воспитательного потенциала народных
сказок
Рассмотрим классификацию сказок. Она с некоторыми вариантами присуща сказкам всех народов. Чаще всего первыми сказками для самых маленьких становятся сказки о животных. Герои таких сказок наделены человеческими чертами, и каждый из них воплощает в себе, как правило, какое-то одно свойство человечес ...