Реализация условий ознакомления младших школьников с элементами графической грамотности

Новое образование » Ознакомление младших школьников с элементами графической грамотности » Реализация условий ознакомления младших школьников с элементами графической грамотности

Страница 3

Впервые совокупность письменных букв русского алфавита структурирована в виде графической системы, основу которой составляют 8 постоянных структурных единиц, отличающихся по относительно законченной форме. Форма каждого элемента является постоянной, а размер, пространственная ориентация и количество элементов – переменными свойствами графической системы письменных букв.

Для того, чтобы преодолеть типичные для традиционного обучения трудности, связанные с переносом зрительно вычленяемых элементов в двигательное звено письма и обеспечить плавность и безотрывность воспроизведения букв и их соединений, мы предложили двойную систему эталонов: зрительные и двигательные элементы букв. Зрительные элементы использовали на уровне первичного зрительного изучения буквы при ее анализе, синтезе, сравнении, конструировании и реконструкции.

На основе двигательных элементов был построен алгоритм действий ученика при отработке начертания буквы в тетради – прописи, а именно: на рисунке двигательных элементов, выполненных с помощью пунктирных линий, были даны точки со штрихами, которые указывают на начало и последовательность начертания этих элементов в букве, а также места их соединения. Использовали два типа точек: черная точка со штрихом обслуживает первоначальный этап усвоения технологии начертания букв, показывая места соединений двигательных элементов в букве и направление движения руки при их написании, в то время, как красная точка со штрихом регулируют процесс усвоения техники соединения букв и сохраняет свою сигнальную функцию на разных этапах обучения письму.

Избежать излишнего утомления при письме помогал прием тактирования, формирующий у ребенка умение чередовать напряжение руки с расслаблением.

Так организованное усвоение правил поэлементно-целостного письма обеспечивал переход к безотрывному письму на последующих этапах выработки автоматизированности графического навыка каждого ученика.

В тетрадях-прописях даны логически упражнения, при выполнении которых дети учатся анализировать, сравнивать, объединять буквы на основе выделения в них общих и отличительных признаков. Такие задания способствуют повторению и систематизации изученного графического материала и одновременно развивают мышление ребенка.

На наших занятиях мы формировали у младших школьников умения правильно сидеть за партой и пользоваться письменными принадлежностями (держать ручку, наклонно располагать тетрадь на столе во время письма); знакомили с основными элементами графической системы и отрабатывали их начертания; знакомили с направлениями руки во время письма (сверху вниз, снизу вверх, слева на право, справа на лево); формировали понятия о прямой (горизонтальной, вертикальной, наклонной) и полуовальной линиях, умения ориентироваться на пространстве листа (в тетради-прописи) и на пространстве классной доски; развивали мелкие движения руки при копировании и штриховке рисунков-бордюров.

Рассмотрим некоторые задания по формированию графических навыков у младших школьников.

Использование альбома с письменными буквами и их элементами, предложенного методистом Н.А. Федосовой, для развития зрительных и двигательных анализаторов, участвующих в восприятии и последующим воспроизведении формы букв.

Детям было предложено сначала обвести пальчиком, затем палочкой (или обратным концом ручки) по методу Н.А. Зайцева букву, затем нахождение элементов буквы в кармане и наложение их на букву, и лишь затем, написание буквы в тетради. В основе этой работы – прием списывания с готового образца и анализа формы буквы.

Отработка правильной величины букв и расстояния между ними основана на приемах работы учителей-методистов Потаповой Е.Н. и Илюхиной В.А. Учащимся были предложены такие задания как: письмо букв с помощью трафарета Потаповой Е.Н При выполнении этого задания у учащихся создается в памяти образ заглавной (прописной) и строчной буквы и их соединений, вырабатывается правильный наклон букв, направление письма, написание буквы и ее элементов.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Новые статьи:

Испарение и кипение. Удельная теплота парообразования
Испарение — процесс перехода вещества из жидкого состояния в газообразное (пар). Процесс испарения является обратным процессу конденсации (переход из парообразного состояния в жидкое. Испарение (парообразование), переход вещества из конденсированной (твердой или жидкой) фазы в газообразную (пар); ф ...

Требования к организации любого вида развивающей деятельности
Выделим ряд принципиальных требований, которые предопределяют технологию организации любого вида развивающей деятельности. Прежде всего при организации такой деятельности следует исходить из необходимости подчинения предметного результата воспитательному в виде качественных материальных и идеальных ...

Социальная поддержка семьи
Прежде всего, семьи алкоголиков – это, как правило, малообеспеченные семьи. Они нуждаются в различных социальных пособиях и субсидиях, предусмотренных Федеральным законом от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ "О государственной социальной помощи", Федеральным законом «О государственных пособиях г ...

Разделы

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.detailededu.ru