Аналогичная ситуация и по использованию средств на консалтинг.
Лидерами по сумме расходов на эти две статьи являются:
Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»;
Уральский федеральный университет им. Первого Президента России Б.Н. Ельцина;
Московский государственный университет им. М.В.Ломоносова;
Московский государственный строительный университет.
Необходимо отметить, что Постановление Правительства РФ от 09.04.2010 № 219 (ред. от 03.06.2011) «О государственной поддержке развития инновационной инфраструктуры в федеральных образовательных учреждениях высшего профессионального образования» [2] задало направления развития инновационной инфраструктуры вузов и наиболее общие задачи, предоставив коллективам вузов свободу в разработке программ выполнения этих задач. По результатам анализа отчетов вузов за первые три этапа для 56 вузов и за первый этап для второй партии из 22 вузов можно заключить, что этот подход оправдался. В подавляющем большинстве выделенные средства расходовались ответственно. Они позволили существенно обновить материальную базу вузов, подготовить нормативные и методические документы, усилить подготовку кадров.
Существенным является и то, что в течение всего шел процесс обсуждения методов реализации постановления, терминологии, форм учета деятельности вузов в рамках этого постановления, что нашло отражение в разработанной автоматизированной системе сбора и обработки данных.
Влияние выделенных средств на развитие инновационной инфраструктуры вузов и самой инновационной деятельности, неравноценно для разных категорий вузов. Наиболее крупные вузы использовали выделенные суммы для ускорения реализации собственных программ развития (МАДИ, МИИТ). В небольших вузах выделенные суммы хотя и были полезны, но недостаточны для создания действенной инновационной системы. Наиболее эффективно использование субсидий в средних по масштабам деятельности вузах, где на их основе строилась целевая программа развития инфраструктуры и решались существенные проблемы.
Фактически программа развития инновационной инфраструктуры вузов является комплексом отдельных вузовских программ, объединенных общим источником финансирования, регламентом мониторинга и набором требований о целевом использовании средств. Вузовский комплекс как единое целое в программе не рассматривается, поэтому по результатам выполнения постановления нельзя судить о положении в вузовском комплексе в целом.
Финансирование вузов в целях выполнения постановления Правительства №219 заканчивается в 2012 году, после чего предусмотрен период мониторинга мероприятий, проводимых вузами за счет собственных средств и привлекаемых источников [7].
Вузы успешно выполняют разработанные ими программы развития инновационной инфраструктуры: создаются хозяйственные общества, сотрудники вузов и студенты достаточно масштабно участвуют в работе хозяйственных обществ, значительно усилилась материально-техническая база вузов участников программы. На основе полученной отчетности можно признать выполнение постановления в период 2010 – 2011 годы удовлетворительным.
Проведена значительная работа по совершенствованию правового режима инновационной деятельности – уже введены и продолжают вводиться необходимые налоговые льготы, совершенствуется таможенное регулирование экспорта инновационной продукции.
Важным индикатором эффективности инновационной системы России служит необходимость формирования инновационной системы, увязывающей науку с образовательной сферой и бизнесом и предполагающей отлаженный процесс коммерциализации результатов научно-исследовательской деятельности.
В своих вступлениях Президент Российской Федерации В.В. Путин [30], относительно развития инновационной системы не оставил без внимания и образовательную сферу страны, призывая высшее образование найти возможность самостоятельного финансирования из средств, полученных благодаря реализации инновационных проектов в жизнь.
Несмотря на положительный результат реализации постановления в период 2010 – 2011 годы, актуальными являются меры для повышения эффективности начатой программы инновационной интеграции между вузами и отечественными предприятиями [16].
1. Целесообразно включить в систему мониторинга все вузы технического и универсального профиля. Схему мониторинга приспособить к этой более широкой задаче. Сформулировать общие для вузовского комплекса цели, достижение которых будет предметом мониторинга. Оценивать эффективность вложений бюджетных средств по их влиянию на результативность комплекса в целом, для чего учитывать потери от недостаточной активности отдельных вузов в области инновационной деятельности.
2. На приобретение оборудование и развитие материальной базы вузы израсходовали 80% выделенных ассигнований. Оценить эффективность расходования этих средств косвенными показателями не представляется возможным - прошло мало времени для оценки, оборудование используется в составе комплексов, отдельные объекты распределены по многим подразделениям вузов.
Современные тенденции: пути формирования экологической культуры
Выживание человечества зависит от его нравственного совершенствования. Сегодня для дальнейшего развития цивилизации становиться очевидной необходимость формирования экологической культуры на основе ценностей экологической этики. Экологическая культура должна проявляться в социальной активности и гр ...
Подходы к периодизации
Объектом дошкольной педагогики является ребенок в период от рождения до поступления в школу. Этот довольно продолжительный (6-7 лет) отрезок жизни человека разделен на два больших периода – ранний возраст и дошкольный возраст. Каждый период разделим, в свою очередь, еще на несколько этапов: ранн ...
Дидактическая игра, организация и проведение дидактических игр
Игра - один из тех видов детской деятельности, которой используется взрослыми в целях воспитания дошкольников, младших школьников, обучая их различным действиям с предметами, способам и средствам общения. В игре ребёнок развивается как личность, у него формируется те стороны психики, от которых в п ...