Современные тенденции: пути формирования экологической культуры

Выживание человечества зависит от его нравственного совершенствования. Сегодня для дальнейшего развития цивилизации становиться очевидной необходимость формирования экологической культуры на основе ценностей экологической этики. Экологическая культура должна проявляться в социальной активности и гражданской зрелости личности. Чтобы экологические требования превратились в норму поведения каждого человека, необходимо с детских лет целенаправленно воспитывать чувство ответственности за состояние окружающей среды, природный мир, его экологическую чистоту. Господствующая сегодня культура отношения людей к природе впервые поставила человечество перед альтернативой: жить комфортно и богато в экологически нездоровой истощенной среде или ограничивать свои потребности и отдавать часть богатств на поддержание устойчивого развития и создание экологически здоровой среды. Такое понимание проблемы дает основание для рассмотрения экологической культуры в концепции готовности и способности человека к самоограничению в потреблении природных ресурсов, к поступкам, соответствующим экологическим нормам и правилам поведения в окружающей среде [2].

Новая экологическая культура требует более целостного взгляда на мир, оценки места и роли в нем человека. Содержание общего образования необходимо конструировать в культурологической парадигме, т.е. вывести детей из господствующего «поля заучивания» в «поле размышления». Составная часть экологической культуры – экологическое мировоззрение. Оно проявляется в системе обобщенных взглядов на отношение людей к окружающей среде. Возникает педагогическая проблема

формирования убежденности в большой важности общечеловеческих экологических ценностей, чем эгоистические интересы отдельных личностей [3].

Человек – единственный вид в биосфере, определяющий ее судьбу на исторически малом отрезке времени, и совершенно очевидно, что необходимо формировать у него мировоззрение, определяющее его поведение. Дальнейшее развитие цивилизации может происходить только в согласии с законами природы, при осознании человеком своей истинной роли в системе биотической регуляции. Это требует изменения многих стереотипов поведения, механизмов экономики и социального развития.

Одна из социальных технологий, способных обеспечить экологически безопасное развитие страны – экологическое просвещение. Образованность становиться существенным фактором личной и государственной безопасности, так как образованный человек способен снижать уровень социального и экологического риска.

Экологическое образование нацеливает на осуществление интегрированного процесса обучения и воспитания, на разработку образовательных моделей, органично сочетающих познавательную и ценностную сторону сознания. Современное образование должно строиться на прочном естественнонаучном и гуманитарном фундаменте, обеспечивающем системные, междисциплинарные, интегративные знания о природе и обществе, принципах их взаимодействия [3,4].

Новые статьи:

Элементы принципа народности воспитания по учению К. Д. Ушинского
Наиболее полно и фундаментально идея трудового воспитания в отечественной педагогике второй половины XIX в социальном и педагогическом аспектах была рассмотрена К.Д. Ушинским в статье «Труд в его психическом и воспитательном значении». Кроме того, Ушинский в «Родном слове» и в «Детском мире» ярко о ...

Анализ результатов констатирующего эксперимента
При обследовании по методике раннего выявления дислексии (КорневА.Н.), из 15 первоклассников было выявлено 7 человек, испытывающих различные трудности при выполнении всех заданий. В процессе проведенных исследований были получены следующие результаты. При выполнении задания “Рядоговорение” четверо ...

Изучение уровня школьной тревожности у подростков с легкой степенью умственной отсталости и подростков с сохранным интеллектом
Результаты исследования школьной тревожности по методике Филлипса у подростков с легкой степенью умственной отсталости и подростков с сохранным интеллектом представлены на рис. 1. Рис. 1. Средне-групповые значения уровня школьной тревожности подростков с легкой степенью умственной отсталости и подр ...

Разделы

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.detailededu.ru