Теория Пиаже

Исследования Жана Пиаже называют клиническим подходом к пониманию мыслительных процессов у детей. По сути его метод состоял в свободной беседе с детьми различного возраста с целью выяснить особенности их восприятия и понятийного мышления от рождения до юношества. Среди основных понятий, которыми оперировал исследователь, были понятия количества, времени, скорости, пространства, формы, а также категории случайности и нравственности. По мнению Чайлда (Child, 1973), в работах Пиаже можно выделить генетический подход, теорию развития (созревания) и теорию стадиальности. О генетическом подходе свидетельствует утверждение, что высшие психические функции порождаются "биологическими механизмами, уходящими корнями в развитие нервной системы индивида"; теория созревания состоит в том, что овладение понятием достигается через ряд законченных фаз, а теория стадиальности в том, что индивид проходит в своем развитии ряд последовательных, строго следующих одна за другой стадий. Согласно Пиаже, главнейшим фактором процесса познания является активное исследование ребенком окружающего его мира, хотя исследователь не отрицает важное значение биологических факторов и педагогического воздействия в овладении понятием.

Для описания процесса овладения понятиями Пиаже предложил ряд терминов. Наиболее важные из них приводятся ниже, с тем чтобы объяснить, каким образом ребенок пользуется своей познавательной активностью при конструировании мысленного образа внешнего мира.

Когда ребенок сталкивается с новыми внешними воздействиями, он соизмеряет их с имеющимся у него опытом и ассимилирует их. Если между прежним и новым опытом обнаруживается расхождение, ребенок приспосабливает, аккомодирует, прежний опыт к новому, стремясь достичь равновесия. Новое знание нарушает состояние умственного равновесия, и аккомодация служит средством, компенсирующим поступающее из внешнего мира раздражение. Равновесие координирует связь между разными внешними воздействиями, чем и достигается устойчивая, целостная и непротиворечивая система. Пиаже называет такую систему schema (мн. schemata — гр.), то есть "созданием образа", и можно сказать, что посредством ассимиляции и аккомодации опыт организуется в структуры знания, управляющие в свою очередь осмысленным поведением. Таким способом внешние воздействия интериоризируются, в результате чего у ребенка возникает внутренний образ внешнего мира. Мысль, по Пиаже, представляет собой интериоризованное действие, и он вводит термин операция для обозначения процесса выполнения действия в воображении, то есть умственно.

Возможно, пример лучше позволит понять сказанное. Представьте, что ребенок на основании собственного опыта знает, как расположены дома в его родной деревне. При посещении соседней деревни, где дома сгруппированы иначе, он, ассимилируя этот новый опыт, вынужден приспосабливать свое прежнее представление о размещении домов. Уравновешивая таким путем прежний мысленный конструкт с новым, ему удается сбалансировать оба впечатления и видоизменить общее представление о способах расположения домов в деревнях. Теперь у ребенка возник новый образ, отражающий ситуацию в других деревнях и, по существу, в больших и малых городах.

Новые статьи:

Анализ литературы содержания дидактических игр по формированию словаря детей раннего возраста
В книге Бондаренко А.К., рассказаны основные функции, основные виды и структура дидактических игр; показана возможность использования дидактической игры в различных её функциях. В книгу включены разные виды дидактических игр. Они сгруппированы с учётом возрастных особенностей и закономерностей разв ...

Психолого-педагогические возможности знакомства дошкольников с цветом
В старшей группе дошкольных учреждений закрепляются знания детей об эталонах цвета, хроматических цветах, их названиях. Дети учатся различать как хроматические цвета сильного контраста (прямого): желтый и синий, красный и зеленый, синий и зеленый, так и слабого контраста (обратного): красный и фиол ...

Особенности урока иностранного языка
У урока иностранного языка своя специфика, которую учитель иностранного языка не может не учитывать. В настоящее время глобальной целью овладения иностранным языком считается приобщение к иной культуре и участие в диалоге культур. Эта цель достигается путем формирования способности к межкультурной ...

Разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.detailededu.ru