Руководствуясь принципами государственной политики в области образования, которые изложены в Законе Российской Федерации об образовании, а в частности, принципом общедоступности образования, адаптивности системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся, воспитанников, сегодня идет качественная перестройка системы образования.
В настоящее время 1,6 миллиона детей России нуждаются в специальном (коррекционном) образовании. 45% из этого количества интегрированы в общеобразовательную среду. Такое положение ставит перед системой образования задачи, требующие новых средств их решения.
В этой связи особо важное место принадлежит младшему школьному возрасту - начальному этапу формирования учебной деятельности и навыков чтения, письма, счета.
Категорию детей "группы риска" составляют школьники с сохранным интеллектом, не имеющие противопоказаний для обучения по общеобразовательным программам. Для детей данной категории создаются классы компенсирующего обучения (ККО) или классы коррекционно-развивающего обучения (КРО). В этих классах дети учатся год в год со своими сверстниками из обычных классов, что позволяет, в случае необходимости, переводить ребенка из класса компенсирующего обучения в обычный и наоборот.
Коррекционно-развивающая работа с детьми "группы риска" проводится учителями, психологами, социальными педагогами, логопедами и другими специалистами индивидуально или в небольших группах за счет школьного компонента базисного учебного плана и консультативных часов групп продленного дня, организации разнообразной развивающей деятельности в различных кружках эстетической, прикладной и профессиональной направленности.
Состав детей "группы риска" далеко неоднороден, и причины трудностей неодинаковы. Трудность школьников обуславливается тремя основными факторами:
1) педагогической запущенностью
2) социальной запущенностью
3) отклонениями в состоянии здоровья
В одних случаях педагогическая трудность является следствием преобладания одного из этих факторов, в других - их сочетания, комплекса.
Совместные усилия специалистов, работающих с детьми "группы риска", направлены на организацию таких условий обучения и воспитания детей, которые способствовали бы более эффективной адаптации их к школьной жизни, интеллектуальному развитию, развитию психических процессов и т.д.
Целью работы социального педагога в классах КРО является преодоление трудностей обучения ребенка в реальной социальной ситуации и возвращение его к нормальному процессу развития. Работа социального педагога с детьми данной категории непосредственно направлена на создание условий для эффективной адаптации школьника к новым условиям жизни, помощь в решении проблем социального взаимодействия, улучшение климата межличностных отношений в семье, с учителями, сверстниками.
Общая характеристика речевого развития детей с умеренной умственной отсталостью
В данном параграфе рассматриваются понятия «умственная отсталость», «умственно отсталые дети», «имбецильность»; причины речевых нарушений олигофренов и общие логопедические подходы к ним; особенности расстройства речи у олигофренов сравнительно с нормой и особенности развития детей с умеренной умст ...
Краеведческий подход как один из основных компонентов образования
школьников основам безопасности жизнедеятельности
Понятие «краеведение» впервые было введено в 20-х годах ХХ века в общеобразовательную подготовку подрастающего поколения с целью активизации учебно-воспитательного процесса и повышения научного уровня школьников. К.Ф. Строев, А.С. Барков и другие ученые высказывали мнение о том, что краеведение – е ...
Становления музыкальности на разных возрастных этапах дошкольного детства
От чего зависит музыкальность человека? Подчеркнем мысль Б. М. Теплова о том, что музыкальность человека «зависит от его врожденных индивидуальных задатков, но она есть результат развития, результат воспитания и обучения» (38). Это подтверждают и другие исследователи. Например, К. В. Тарасова пишет ...