Изучение природного сообщества в программе «Окружающий мир» по системе Л.В.Занкова

Новое образование » Формирование представлений о природном сообществе у учащихся начальных классов посредством сюжетно-ролевой игры » Изучение природного сообщества в программе «Окружающий мир» по системе Л.В.Занкова

Страница 2

Учитель сообщает, что в природе растения живут не одиночно, а группами, образуя растительные сообщества, которые могут быть как естественными, так и искусственными. В каждом сообществе много различных растений, способных жить совместно в сходных условиях – в ельнике или дубраве, на поле.

Обобщая приведенные детьми описания, учитель вводит определение, что такое природное сообщество (Природное сообщество – это совокупность растений, животных, грибов и микроорганизмов, совместно населяющих часть суши или водоема, участок леса, ручья, пруда, представляющих собой определенное экологическое единство). Существуют тесные взаимосвязи между группами растений внутри сообщества, между группами животных, а также между совокупностью растений и группами животных. Это понятие учащиеся осваивают в процессе изучения темы по мере накопления и систематизации фактического материала об особенностях разных природных сообществ. Дети называют природные сообщества ближней местности, наиболее типичных представителей растительного и животного мира. Учитель может не ставить задачу полного воспроизведения определения «природное сообщество». Важно, чтобы учащиеся осознали существенные взаимосвязи, экологическое единство всех компонентов в названных природных комплексах.

Достаточно распространенными для территории нашей страны являются природные сообщества леса. В лесу встречаются разные виды растений, животных, которые связаны между собой и оказывают взаимное влияние друг на друга. Вначале следует остановиться на выявлении связей «растения – растения». Учитель, используя накопленные учащимися знания, предлагает назвать самые высокие деревья, которые встречаются в лесу, далее – те виды, которые образуют второй ярус, располагаются ниже. Под пологом деревьев растут кустарники и еще ниже – травы и мхи. Очень важно отметить, что растения в сообществе приспособились получать определенное количество солнечной энергии, а также влаги и не угнетают друг друга. Учащиеся приходят к выводу, что ярусность создается самими растениями и что благодаря ярусности на одной и той же территории растительного сообщества размещается очень большое количество видов растений. По рисункам дети отмечают представителей разных ярусов леса.

Особенно отчетливо ярусное строение выражено в лиственных лесах, а также в сосновых борах. Из текстов школьники извлекают информацию, что растения верхних ярусов всегда более светолюбивы, чем растения нижних ярусов, лучше приспособились к резким колебаниям температуры и влажности. Ветер переносит пыльцу и распространяет плоды, семена. В более нижнем – кустарниковом – ярусе леса могут развиваться лишь сравнительно теневыносливые растения. В то же время кроны высоких деревьев защищают их от резкого перепада температур и ветра.

Еще более теневыносливы растения самых низких ярусов, затеняемые не только деревьями, но и кустарниками. Широкие темно-зеленые листовые пластинки, белая окраска цветков, самоопыляемость свидетельствуют о приспособлении этих растений к жизни в нижних ярусах.

Второй линией раскрытия взаимовлияния природных компонентов в сообществах является характеристика взаимосвязи «растения – животные». Растения – основная пища для растительноядных животных, которые питаются листьями, побегами, почками, хвоей, плодами, семенами. Растения служат не только пищей, но и домом, убежищем для многих животных. В чаще леса устраивают лежку лоси, в дуплах деревьев обустраивают гнезда белки, куницы, дятлы. Из веточек, листьев деревьев вьет свой «гамачок» иволга, скрывая гнездо в листьях берез. Учащиеся приводят известные им факты из жизни лесных обитателей, приносят и показывают всем ребятам иллюстрации.

Учитель побуждает школьников также привести примеры обратной связи «животные – растения», рассказать, например, как животные помогают расселению растений. Ребята вспоминают из прочитанных рассказов, что белки, птицы кедровки делают запасы семян, орехов, которые остаются неизрасходованными и потом прорастают в разных местах. Сойки растаскивают опавшие плоды дуба – желуди, которые, попав на землю, могут дать жизнь новой поросли дубков. Поедаемые дроздами и другими птицами плоды и находящиеся в них семена проходят через кишечник, не теряя всхожести, и расселяются в ареале обитания пернатых. Бабочки, пчелы опыляют растения, насекомые являются также очень важным звеном в воспроизведении популяций растений.

Страницы: 1 2 3 4

Новые статьи:

Методические рекомендации по формированию связной речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи в процессе рассказывания по сюжетной картинке
речь логопедический дошкольник принцип Методические рекомендации разработаны с учетом работ следующих авторов: Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной, В.И. Селиверстова и др., а также с учетом программы Филичевой Т.Б., Чиркиной Г.В. "Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специа ...

О задачах и проблемах учеников в инокультурной среде
Первая задача для человека, попавшего в инокультурную школу, это учить язык, на котором ведется преподавание. В школах в этом почти не помогают, и школьнику приходится просто впитывать этот язык из среды самому, сначала очень пассивно, а позже понемногу начиная самому использовать запомнившиеся сло ...

Эстетическое воспитание младших школьников как важнейшее условие развития личности
В формировании мировоззрения подрастающего поколения важная роль отводится эстетическому воспитанию, призванному развивать нравственно-эстетические качества и творческие способности детей, их вкусы, идеалы, культурные запросы. В процессе эстетического воспитания у молодых людей формируется отношени ...

Разделы

Copyright © 2022 - All Rights Reserved - www.detailededu.ru