Изучение природного сообщества в программе «Окружающий мир» по системе Л.В.Занкова

Новое образование » Формирование представлений о природном сообществе у учащихся начальных классов посредством сюжетно-ролевой игры » Изучение природного сообщества в программе «Окружающий мир» по системе Л.В.Занкова

Страница 3

Учитель ставит цель повысить научный уровень накопленной учащимися информации и взаимодействия природных компонентов в сообществах. Он может изобразить на доске схему существующих в любом сообществе взаимосвязей. Первое звено – «растения – организмы-производители»; второе звено – «организмы-потребители – растительноядные животные». И, наконец, третье звено – «организмы-разрушители». Любое сообщество не может существовать без организмов-разрушителей. Эту роль выполняют бактерии и грибы. Они разрушают отмершие части растений и животных до минеральных веществ, которые вновь используются растениями.

Характеризуя природное сообщество, учащиеся должны уметь приводить примеры взаимосвязей растений, животных, грибов, составлять в виде моделей цепи питания живых организмов. Такие задания включены в учебник.

Иллюстративный и текстовой материал дает представления о своеобразии растений и животных в разных природных сообществах. Школьники проводят сравнение растительного и животного мира хвойного и лиственного леса, леса и луга, моделируют цепи питания, выделяют приспособления животных к жизни около водоемов. Задания по решению проблемных и практических задач помогают более углубленному пониманию сложившихся природных связей. Например, знакомство с ярусами лиственного леса выявляет перед учащимися явления приспособленности растений к интенсивности солнечной освещенности как условия их полноценного развития. Учитель предлагает дать объяснения по выполнению каждого задания:

Нарисуй в тетради схему ярусов лесной растительности. Включи в схему названия растений твоей местности.

Объясни, почему в лиственном лесу больше трав, чем в хвойном.

Составь в тетради схемы цепей питания животных хвойного и лиственного лесов.

При выполнении заданий учитель должен привлекать личный опыт учеников, наблюдения, впечатления, полученные на экскурсиях в природу.

Учитель заранее называет учащимся темы уроков, просит подготовить материал о растениях и животных леса, узнать, какие породы деревьев, кустарников, трав растут в лесах разных регионов страны, той местности, где расположена школа. На уроке можно предложить задания на моделирование – «населить» лес растениями и животными. Учащиеся могут работать группами по нескольку человек, потом рассказывают о своем «макете» леса всему классу. Для рассказов об обитателях леса, складывающихся природных связях животных и растений дети используют тексты, рисунки из учебника, дополнительную литературу.

Предусмотрены самостоятельные творческие работы: например, учащимся предлагается записать свои наблюдения, впечатления о жизни леса, водоема в виде небольших рассказов и сделать к ним рисунки. Реализуется задача развития творческих способностей детей.

Учащиеся учатся кратко, точно формулировать ответы, систематизировать усваиваемые знания, привлекать личный опыт, материал по экологии края. Можно предложить учащимся выполнить самостоятельную работу.

Проверка включает уровень применения усваиваемых знаний. Учащиеся выполняют задания на группировку, на систематизацию растений по природным сообществам – леса, луга, болота, поля, искусственного природного сообщества (с использованием гербария, красочных рисунков).

Мы уже указывали, что в учебнике реализован деятельностный подход в организации усвоения содержания. Курс ориентирован на активное участие всех детей в разнообразных видах деятельности. При освоении данного и других разделов предусмотрено коллективное выполнение заданий – организация работы в небольших группах (4-5 человек). В этом случае формируется распределительно-ролевая деятельность. Учащиеся выполняют работу в группе, например рисуют (моделируют) содержание плаката «Берегите лес!» и организуют конкурс плакатов. Школьники учатся работать сообща, корректировать и свою работу, и работу товарищей, учатся оценивать ее, участвовать в работе конкурсного жюри и т.д. Такие задания формируют опыт коммуникативного взаимодействия как важное качество деловых отношений людей.

К раскрытию вопроса о значении леса учащиеся подходят путем обобщения сведений личного опыта, текстовых материалов, анализа обобщенных схем учебника.

Важным ракурсом освещения значения леса являются темы: лес и здоровье, лес как положительный эмоциональный фактор взаимодействия человека с природой.

Учитель может дифференцировать меру трудности выполнения заданий. Например, вначале можно предложить учащимся самим рассказать о значении леса, суммируя полученные знания и используя рисунок-схему в учебнике (лес как строительный материал, дары леса и пр.). Если задание окажется достаточно трудным, информацию по теме учащиеся извлекают из текста «Значение леса» и дополняют примерами по рисункам, из жизни.

Страницы: 1 2 3 4

Новые статьи:

Учебно-познавательная деятельность и технология ее организации
Многочисленные факты из реальной школьной жизни свидетельствуют, что само присутствие ученика в классе еще не говорит о том, что он действительно осуществляет учебно-познавательную деятельность. Во многих случаях это могут быть разрозненные внешне мотивированные действия. Учебно-познавательная деят ...

Развитие музыкального восприятия дошкольников
Восприятие – это отражение в коре головного мозга предметов и явлений, воздействующих на анализаторы человека. Восприятие – не просто механическое, зеркальное отражение мозгом человека того, что находится перед его глазами или того, что слышит его ухо. Восприятие всегда активный процесс, активная д ...

Тренинг как основа внешкольных занятий по формированию гуманизма у подростков
Тренинг (англ. training от train — обучать, воспитывать) — краткосрочное мероприятие или несколько мероприятий, направленное на получение знаний, приобретение навыков, а также воспитание участников такого мероприятия. Тренинг, направленный только на получение знаний, называется часто семинаром. На ...

Разделы

Copyright © 2022 - All Rights Reserved - www.detailededu.ru