Особенности психического развития дошкольников подготовительной группы

Новое образование » Исследование особенностей познавательной готовности к обучению в школе детей с нарушениями зрения » Особенности психического развития дошкольников подготовительной группы

Страница 1

Согласно «Программы воспитания и обучения в детском саду», под редакцией М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой подготовительную группу детского сада посещают дети старшего дошкольного возраста.

По концепции детства Д.Б. Эльконина детям этого возраста характерны потеря непосредственности и спонтанности в активности, свойственно приобретение произвольности и опосредованности. Их поведение становится многоплановым - разделяется план реальный и вымышленный, ребенок осознает их несовпадение; разделяется план предметный и отношенческий, чувства становятся дифференцированными, выделяется и осознаётся переход одного чувства в другое. Это очень большие приобретения для данного возраста, так как постепенно ребёнок избавляется от эгоцентрической позиции во всех видах деятельности. Это уже не упрямец с одной - единственной целью, это уже «большой» человек, который может осуществить и реализовать выбор целей в отношениях с другими людьми.

У дошкольника возникает осознание возможностей своих действий, он начинает понимать, что не все может (начало самооценки). Говоря о самосознании, часто имеют в виду осознание своих личных качеств (хороший, добрый, злой т.п.) В данном случае речь идет об осознании своего места в системе общественных отношений. Три года - внешнее «Я сам», шесть лет - личное самосознание. И здесь внешнее превращается во внутреннее.

На основе возникновения личного сознания возникает кризис 7 лет. Основная симптоматика кризиса:

1. Потеря непосредственности. Между желанием и действием вклинивается переживание того, какое значение это действие будет иметь для самого ребенка;

2. Манерничание; ребенок что-то из себя строит, что-то скрывает (уже душа закрыта);

3. Симптом «горькой конфеты»: ребенку плохо, но он старается этого не показать. Возникают трудности воспитания: ребенок начинает замыкаться и становится неуправляемым.

В основе этих симптомов лежит обобщение переживаний. У ребенка возникает новая внутренняя жизнь, жизнь переживаний, которая прямо и непосредственно не накладывается на внешнюю жизнь. Но эта внутренняя жизнь небезразлична для внешней среды, она на нее влияет. Возникновение внутренней жизни - чрезвычайно важный факт, теперь ориентация поведения будет, осуществляется внутри этой внутренней жизни.

Описывая своеобразие психического развития ребенка дошкольного возраста, Л.Ф. Обухова обращает внимание на то, что в этом возрасте ребенок выходит за пределы своего семейного мира и устанавливает отношения с миром взрослых людей.

Благодаря возросшей самостоятельности ребенка условия его жизни существенно изменяются. Взрослый человек выводит ребенка в широкий мир человеческой деятельности. Рамки семьи расширяются до пределов улицы, поселка, города и жизни страны. По словам Д.Б. Эльконина, в этом открывающемся перед ребенком мире его, прежде всего, интересуют взрослые люди, действующие с целым рядом новых предметов, непосредственно недоступных ребенку, но чрезвычайно для него привлекательных. Ребенок открывает многообразнейшие общественные и трудовые функции взрослых людей и не менее многообразные отношения между людьми: доктор это тот, который лечит, шофер - тот, кто возит на автомобиле, продавец – тот, кто продает в магазине, летчик - тот, кто управляет самолетом .

Открытие нового мира серьезной человеческой деятельности пробуждает у ребенка активное желание участвовать в этой жизни. Однако из-за неподготовленности ребенка не может быть реализации в форме непосредственного участия ребенка во всей жизни, деятельности и отношениях взрослых людей. В противоположности этих тенденций и заключается основное противоречие социальной ситуации развития, которое может быть разрешено через ведущую деятельность - сюжетно-ролевую игру.

Игра - основной и ведущий вид деятельности дошкольника. Большую часть своего времени дети этого возраста проводят в играх, причём за годы дошкольного детства, детские игры проходят довольно значительный путь развития: от предметно-манипулятивных и символически до сюжетно-ролевых игр, которые обнаруживаются у детей до поступления в школу.

Младшие дошкольники играют ещё, как правило, в одиночку. Сюжетно-ролевые игры детей этого возраста обычно воспроизводят действия тех взрослых, за которыми они наблюдают в повседневной жизни.

Постепенно к среднему периоду дошкольного детства игры становятся совместными, и в них включается всё больше детей. Главное в этих играх не воспроизводство поведения взрослых в отношении предметного мира, а имитация определенных отношений между людьми, в частности - ролевых. Детские сюжетно-ролевые игры имеют различные темы, с которыми ребёнок достаточно хорошо знаком по собственному жизненному опыту. Роли которые воспроизводятся детьми в игре,- это, как правило, или семейные роли (мама, папа, бабушка, дедушка, сын, дочь) или воспитательные (няня, воспитательница в детском саду), или профессиональные (врач, пилот, водитель),или сказочные ( волк, козлик, заяц, медведь). Исполнителями ролей могут быть люди, взрослые или дети, или заменяющие их игрушки, например куклы.

Страницы: 1 2 3 4

Новые статьи:

Особенности развития восприятия речи, фонематического слуха у детей старшего дошкольного возраста в норме и ее речевой патологии
Формирование произносительной стороны речи – сложный процесс, в ходе которого ребенок учится воспринимать обращенную к нему звучащую речь и управлять своими речевыми органами для ее воспроизводства. Произносительная сторона, как и вся речь, формируется у ребенка в процессе коммуникации, поэтому огр ...

Характеристика универсальных учебных действий
Универсальные учебные действия – это действия, которые открывают возможность широкой ориентации учащихся. В различных предметных областях и в строении самой учебной деятельности, включая осознание учащимися ее целевой направленности, ценностно-смысловых и операциональных характеристик универсальные ...

Дифференциация умственной отсталости в соответствии с критериями МКБ-10
В МКБ-10 умственная отсталость подразделяют на легкую (F70), умеренную (F71), тяжелую (F72), глубокую (F73), другую (F78), неуточненную (F79). Предусматривается ведение четвертого знака, обозначающего тяжесть поведенческих расстройств. Если известна этиология умственной отсталости, то используется ...

Разделы

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.detailededu.ru