Теоретические обоснования универсальных учебных действий

Страница 3

Таким образом, ФГОС подразумевает регулятивные УУД как действия ученика, вызванные его внутренней мотивацией и направленные на самоорганизацию, саморегуляцию и самоконтроль в осуществлении какой-либо деятельности. Следует отметить, что конкретное точное определение в стандарте не прописано.

Доктор педагогических наук, профессор С.Г. Воровщиков выступил c критикой ФГОС относительно прописанных требований и стандартов формирования УУД. Воровщиков отмечает, что нарушено правило одного основания, т.е. избранный в качестве основания признак не следует в ходе деления подменять другими признаками. Например, в основу классификации регулятивных действий положен целостный управленческий цикл, но при определении коммуникативного действия «управление поведением партнера: контроль, коррекция, оценка действий партнера» – «планирование» исключено, т.е. произошла подмена основания. Также нарушено Правило соразмерности: сумма видов должна равняться делимому роду. Обобщение может быть двух видов:

индуктивное, т.е. определение общих существенных признаков двух и более объектов и фиксирование их в форме понятия или суждения;

дедуктивное, т.е. актуализация понятия или суждения и соотношение с ним выявленных существенных признаков одного и более объектов.

Однако в группу «логические действия» включено действие «подведение под понятие», которое есть суть дедуктивное обобщение, и отсутствует индуктивное обобщение. Таким образом, стандарт требует формирования лишь дедуктивных навыков исследования и не уделяет внимания развитию индуктивных способов.

Еще одним нарушением классификации является нарушение правила исключения, т.е. каждый отдельный объект должен входить только в один вид. Поэтому некорректно, например, одновременно включать учебное действие «постановка и формулирование проблемы» в группу «общеучебные универсальные действия»и в группу «постановка и решение проблемы».

Взамен существующей во ФГОС классификации С.Г. Воровщиков предлагает новую, составленную совместно c Д.В. Татьянченко. По словам профессора эта классификация соответствует всем правилам построения.

Классификация общеучебных умений (Д.В. Татьянченко и С.Г. Воровщиков).

Учебно-управленческие умения.

Учебно-информационные умения.

Умения работать с письменными текстами.

Умения работать с устными текстами.

Умения работать с реальными объектами как источниками информации.

Учебно-логические умения.

Анализ и синтез.

Сравнение.

Обобщение и классификация.

Определение понятий.

Доказательство и опровержение.

Определение и решение проблем.

В данной классификации УУД заменены близким по значению термином «Общеучебные умения». Общеучебные умения – это такие умения и навыки, которым соответствуют действия, формируемые в процессе обучения многим предметам, и которые становятся операциями для выполнения действий, используемых во многих предметах и в повседневной жизни[2].

Страницы: 1 2 3 

Новые статьи:

Понятие фонематического слуха
Фонематический слух – тонкий систематизированный слух, обладающий способностью осуществлять операции различения и узнавания фонем, составляющих звуковую оболочку слова. (Фонематический слух близок по значению фонематического восприятия). [1, Грушевская М.С. М., 2006] Фонематическое восприятие – спе ...

Решение вопросов занятости молодежи в Германии
Нужно присмотреться к опыту тех, кто эту задачу уже решил, и небезуспешно. Особенный интерес в этом отношении может представлять для нас система профессионального образования Германии (эта страна, по оценке Международного института мониторинга качества рабочей силы (Швейцария), является одним из ли ...

Средства и методы воспитания
В широком смысле слова под средствами воспитания понимают способы организованного и неорганизованного воздействия, при помощи которых одни люди (воспитатели) воздействуют на других людей (воспитанников) с целью выработать у них определенные психологические качества и формы поведения. Под психологич ...

Разделы

Copyright © 2023 - All Rights Reserved - www.detailededu.ru