Теоретические обоснования универсальных учебных действий

Страница 2

Также данный термин закреплен в Федеральном государственном образовательном стандарте (далее ФГОС/стандарт) второго поколения. Однако в стандарте нет конкретного определения данного понятия и каких-либо четких его характеристик, поэтому в данном исследовании мы будем руководствоваться определением А.Г. Асмолова.

За время обучения в школе ученик должен овладеть не только знаниями в области отдельных предметов и сфер жизни, но и научиться использовать эти знания в своих интересах и интересах общества. Школа – это один из важнейших этапов социализации личности, следовательно, обучаясь, ребенок должен постепенно осваивать определенные знания умения и навыки. Основным ориентиром для учителя в ходе образовательного процесса является Федеральный государственный образовательный стандарт.

ФГОС представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основной образовательной программы образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию. Стандарт также устанавливает требования к результатам обучения учащихся, в том числе, метапредметным, включающим освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные), способность их использования в учебной, познавательной и социальной практике, самостоятельность планирования и осуществления учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками, построение индивидуальной образовательной траектории [13].В старшей школе к обязательным метапредметным результатам добавляется владение навыками учебно-исследовательской, проектной и социальной деятельности[14].

В федеральный государственный образовательный стандарт термин «универсальные учебные действия» впервые введен в 2009 году, когда умение учиться было выделено в качестве самостоятельного и важного компонента содержания образования.

Во всех трех стандартах общего образования прописано положение об обязательном овладении обучающимися универсальными учебными действиями всех видов: регулятивными, познавательными, коммуникативными. Остановимся на регулятивных УУД. В соответствии c глоссарием ФГОС Регулятивные действия обеспечивают организацию учащимся своей учебной деятельности. К регулятивным УУД относятся:

целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;

планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;

прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик;

контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;

коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта;

оценка – выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения;

волевая саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии; способность к волевому усилию – к выбору в ситуации мотивационного конфликта и к преодолению препятствий.

Страницы: 1 2 3

Новые статьи:

Разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.detailededu.ru