Педагогическая диагностика и контроль

Страница 1

В последние годы в отечественной и зарубежной педагогике все чаще говорится о необходимости мониторинга педагогической деятельности учителя как целостной системы ее контроля, коррекции и управления на основе понимания объективных закономерностей и прогностично заданных целей. Мониторинг педагогической деятельности характеризуется системностью (сложным составом, структурой, логической соподчиненностью компонентов), и систематичностью (продолжительностью, периодической повторяемостью). Он обеспечивает участников образовательного процесса, руководителей структур учебного заведения качественной и своевременной информацией, необходимой для принятия решений по пересмотру (внесению корректив) целевых, технологических, организационных, информационных, нормативных параметров педагогической деятельности, дает возможность обеспечить гуманизацию и гуманитаризацию учебно-воспитательного процесса.

В решении этой задачи ведущая роль принадлежит грамотной диагностической деятельности педагога - неотъемлемой составляющей его профессиональной деятельности, направленной на выявление фактического состояния, специфических особенностей, происходящих изменений в участниках и в самом процессе педагогического взаимодействия, а также на прогнозирование перспектив этих изменений. Диагностическая деятельность педагога строится на основе комплексного анализа и самоанализа педагогической деятельности, заключающимися в соотнесении:

- цели и результата педагогической деятельности;

- результатов и самой деятельности: ее содержания, используемых педагогических средств, структуры (алгоритма деятельности, иерархии, педагогических действий, организации избранных форм деятельности);

- педагогической деятельности и уровня подготовленности учащихся (исходного уровня обученности, воспитанности, а также степени обучаемости, воспитуемости, возможностей развития этих показателей).

Целью диагностической деятельности педагога, в конечном счете является получение объективной информации для управления (контроля и коррекции) качеством педагогического процесса, повышения эффективности педагогической деятельности. Без диагностики трудно представить осознанную и целенаправленную деятельность педагога. Без нее он будет работать «вслепую», растрачивая свои силы и время и не имея гарантии получения конструктивного результата.

В число диагностических задач входят:

- выявление динамики развития детей для коррекции возможных отклонений;

- определение исходного состояния воспитанности класса для разработки программы или плана работы с ним;

- выявление условий продуктивности учебной деятельности учащегося или класса;

- оценка эффективности определенных действий педагога;

- изучение проблемной ситуации в семье ученика и т.д.

Таким образом, педагогическую диагностику можно определить как деятельность по выявлению актуального состояния и тенденций индивидуально-личностного развития субъектов педагогического взаимодействия, направленную на управление качеством образовательного процесса (Н.М. Борытко).

Понятие «контроль» шире понятия «диагностика», так как контроль может осуществляться не только в результате специальных диагностических процедур или специального исследования, но и на основе «самоочевидных» признаков, фиксируемых как проявления нормального хода или отклонения управляемого процесса.

По временному признаку организации контрольно-диагностических средств выделяют следующие виды контроля:

1) предварительный. Выявление знаний, умений и навыков учащихся по предмету или разделу, который будет изучаться;

2) текущий. Повседневная проверка усвоения предыдущего материала и выявления пробелов в знаниях учащихся;

3) тематический. Осуществляется периодически по мере прохождения новой темы, раздела и имеет целью систематизацию знаний учащихся;

4) итоговый. Проводится в конце четверти, полугодия, всего учебного года, а также по окончании обучения в начальной средней и полной средней школе.

По организационным формам контроль подразделяется на индивидуальный, групповой и фронтальный.

К методам контроля относятся:

1. Устный опрос:

• индивидуальный. Служит для выявления учителем знаний отдельных учащихся. Ученик отвечает на общий вопрос, который в последующем разбивается на ряд более конкретных;

• фронтальный. Серия логически связанных между собой вопросов по небольшому объему материала. Учащиеся должны дать краткие ответы с места.

2. Письменный контроль. Обычно это фронтальные контрольные работы. Может быть индивидуальным (задания по карточкам) как разновидность фронтальных контрольных работ.

Страницы: 1 2 3

Новые статьи:

Общечеловеческие потребности. Понятие этнокультурной потребности
Все высшие духовные потребности человека — в познании, самоутверждении, самовыражении, безопасности, самоопределении, самоактуализации — это стремления к развитию, самоусовершенствованию Чтобы человек мог удовлетворить свои потребности, необходимо создать ему соответствующие условия: свободу волепр ...

Сравнительный анализ методик обследования мышления и речи дошкольников
Одним из самых известных текстов для измерения уровня интеллектуального развития является тестирование по шкале интеллекта Дэвида Векслера. Оно позволяет получить полную картину интеллектуальной сферы человека. В России методика была адаптирована в Институте им. В. Бехтерева.Wais- методика индивиду ...

Специальная общеобразовательная школа V вида для детей с тяжелыми нарушениями речи
Школа для детей с тяжёлыми нарушениями речи – тип специального школьного учреждения, предназначенный для детей, страдающих алалией, афазией, ринолалией, дизартрией, заиканием при нормальном слухе и первично сохранном интеллекте. Успешное формирование речи и усвоение программы обучения у данного кон ...

Разделы

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.detailededu.ru