Необходимость формирования культуры межнационального общения у учеников в современной школе

Новое образование » Работа социального педагога по профилактике межнациональных конфликтов в школе » Необходимость формирования культуры межнационального общения у учеников в современной школе

Страница 4

В основе личностно-смысловых отношений лежат взаимоотношения, при которых участники совместной деятельности начинают переживать интересы и ценности этого ребенка, как свои собственные. Такие отношения особенно ярко проявляются в тех случаях, когда ребенок берет на себя роль взрослого, и действует согласно этой роли.

Совместная деятельность в подростковой группе является «силовым полем», в котором возникают и развиваются межличностные отношения. Таким образом, совместная деятельность организует и сплачивает эти отношения. Внешняя структура, форма организации совместной деятельности является важным фактором опосредования личностных отношений. Чем выше степень совместной деятельности в детской группе, тем интенсивнее протекают в ней процессы коллективообразования, рельефнее проявляются отношения взаимной согласованности, сотрудничества.

Проведенные исследования показали, что дети могут использовать гармоничный способ общения, проявляют дружелюбие друг к другу, группируются по личным симпатиям, эмоционально сопереживают друг другу независимо от национальной принадлежности. Таки образом, мы пришли к выводу, что дети не разделяют друг друга по национальному признаку. Тогда мы провели опрос родителей детей старшего и среднего дошкольного возраста. Опрос проводился с целью оценки знаний родителей о культуре своего народа и культурах народов ближайшего окружения. Результаты опроса показали, что 64% родителей недостаточно знают о культуре других народов и из них 42% недостаточно знают о культуре своего народа. Во время анкетирования выяснилось, что у родителей есть желание поближе познакомиться с культурой своего народа. Таким образом, мы получили социальный заказ. Образовательное учреждение должно знакомить детей с родной культурой, приобщая их к традициям, воспитывая культуру межнационального общения.

Другим фактором опосредования межличностных отношений выступает мотивация совместной деятельности детей, проявляющая в условиях отрицательного или положительного побуждения, стимулирования (наказания) или награды членов группы за успехи и неудачи совместной деятельности.

Развитие межличностных отношений и формирование личности ребенка опосредствуют содержательные характеристики совместной деятельности детей в группе (то, ради чего, во имя каких ценностей она осуществляется).

Совместная деятельность при этом является тем средством, с помощью которого межличностные отношения в детской группе могут быть видоизменены. Межличностные отношения ребенка со сверстниками, возникающие стихийно или организованно, имеют возрастные особенности. Еще в начальных классах взаимоотношения младших школьников в классе первоначально развивались как функционально-ролевые отношения между учащимися. Доминирующими основаниями оценок друг друга являлись ролевые, а не личностные характеристики. Условием формирования взаимооценок в группах младших школьников выступали, прежде всего, учебная деятельность, в процессе которой учащиеся демонстрировали свои возможности и получали общественную оценку со стороны учителя и своих одноклассников. Взаимооценки в основном зависят от того, как к ним или иным ученикам относится учитель, наиболее референтный для этого возраста взрослый.

В рамках федеральной полевой программы отмечается необходимость внедрения в социальную практику культуры межнационального общения, определяющей устойчивость поведения в обществе отдельных личностей и социальных групп в различных ситуациях социальной напряженности как основу гражданского согласия в демократическом государстве. Становление открытого гражданского общества в России должно опираться на широкую общественную поддержку, консолидацию общества, достижение гармонии между различными политическими и этническими и другими социальными группами, уважение к разнообразию различных культур и народов. Подчеркивается необходимость формирования готовности к сотрудничеству с людьми, различающимися по внешности, обычаям, языку, традициям и верованиям. Конструктивное взаимодействие социальных групп, имеющих

различные ценностные ориентиры, может быть достигнуто на основе выработки норм культуры и навыков межкультурного взаимодействия.

Формирование культуры межнационального общения имеет для многонациональной России особую актуальность. В обществе сохраняется социальная напряженность, продолжаются межэтнические конфликты. Проблема воспитания у детей культуры межнационального общения вызывает неоднозначное отношение к себе. Наряду с утверждением о важности воспитания доброжелательного отношения к людям разных национальностей с дошкольного возраста (данная позиция закреплена в Концепцию дошкольного воспитания) бытует мнение о нецелесообразности соответствующей работы. Одни утверждают, что ребенок интернационален

Страницы: 1 2 3 4 5

Новые статьи:

Разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.detailededu.ru