Необходимость формирования культуры межнационального общения у учеников в современной школе

Новое образование » Работа социального педагога по профилактике межнациональных конфликтов в школе » Необходимость формирования культуры межнационального общения у учеников в современной школе

Страница 2

Основы воспитания культуры межнационального общения закладываются в условиях общеобразовательной школы. Исходя из этого, важнейшей задачей современной педагогики становится воспитание навыков и привычек позитивного межэтнического общения, культивирование у школьников уважения к истории и культуре своего народа, а затем и других народов. Известно, что воспитание культуры межнационального общения особенно интенсивно идет в младшем школьном возрасте, т.к. именно этот возраст является наиболее сензитивным периодом формирования национального самосознания, механизмов этнообъединительных и этноразграничительных представлений и рефлексивному отношению к «своему» и «чужим» этносам (Ю.В. Бромлей, JI.M. Дробижева, А.Ф. Даждамиров, B.C. Мухина, Ж.В. Топорков и др.).

В связи с этим на учителя начальных классов возлагается особая ответственность за правильную организацию процесса воспитания культуры межнационального общения у детей разных национальностей. Данную работу следует тщательно планировать, поскольку в каждой школе встречаются дети разных этнических групп. Перед началом учитель обязан изучить национальный состав своего класса. Ему необходимо познакомится с обычаями, традициями народа, представители которого входят в управляемый им классный коллектив. Незнание национально- психологических особенностей членов детского коллектива ведет не только к снижению эффективности учебной или трудовой деятельности детей, но и к появлению межнациональных трений, взаимному отчуждению. В процессе воспитания культуры межнационального общения необходимо решать следующие задачи:

- обеспечить ученику возможности самоидентифицироваться как представителю того или иного народа, определенной национальной культуры;

- оказать помощь ученику в умении реализовываться в рамках определенной культуры и исторической общности как творческой личности и ответственного гражданина;

- обеспечить ученику возможность вступления в равноправный диалог с иными культурами.

Для России - многонационального государства - проблема межнационального общения всегда относилась к первостепенным и важным. Среди причин возникновения данной проблемы являются: кардинальные социально-политические события в стране, резко изменившие национальный состав социального пространства, обострение межнациональных взаимоотношений, этнические стереотипы. Тем более, что этнические стереотипы характеризуются повышенной эмоциональностью и устойчивостью. Кроме того, постоянен процесс образования межэтнических семей. Однако такие семьи испытывают наряду с обычными трудностями семейной жизни (характерными для однонациональных семей) и специфические сложности. Это и внутренние и, тем более, внешние проблемы, в частности, отношение в обществе к детям от смешанных браков, самоидентификация ребенка от такого брака, непонимание со стороны родственников и земляков и др. Все это ставит ребенка в поле социально- психологического напряжения. Поэтому проблема воспитания культуры межнациональных отношений выдвинулась в число актуальных воспитательных проблем. Воспитание может быть рассмотрено как социально организованный процесс интериоризации (восприятие и присвоение личностью) общечеловеческих ценностей: общественных норм, требований, идеалов, ценностей культуры. Восприятие и интериоризация личностью, перевод во «внутренний план» общечеловеческих ценностей и выработка собственных ценностных ориентаций невозможны только на уровне осознания. В этом процессе активную роль играют эмоции. Младшими подростками, прежде всего чувствами, воспринимаются социальные ценности. В связи с этим С.Л. Рубинштейн отмечал, что целью воспитания должно быть не внешнее приспособление, а формирование внутренних устремлений, отвечающим моральным требованиям, из которых в порядке внутренней закономерности вытекало бы нравственное поведение. А. Н.Леонтьев считал, что ребенок не стоит перед окружающим миром один на один. Его отношения к миру всегда опосредованы отношением человека к другим людям, его деятельность всегда включена в общение. Общение составляет необходимое и специфическое условие развития человека в обществе. Развитие личности в гармонии с общечеловеческой культуры зависит от уровня базовой гуманитарной культуры. Сегодня все большее распространение в детской среде получают недоброжелательность, озлобленность, агрессивность. Причин этому много: особенности возраста - установка на образ супермена, стремление к психологической защищенности, черно-белое восприятие действительности, взаимная нетерпимость и эгоизм, усиленный средствами массовой информации, неделикатными высказываниями взрослых, неравномерное социальное окружение детей, этнические стереотипы (обобщенное представление о физическом, нравственном и умственном облике представителей различных этнических групп). По данным опроса (целевая комплексная программа «Общественное мнение») около половины (40,4%) старшеклассников Санкт-Петербурга заявили о своей неприязни к отдельным национальностям. 26,6% молодых людей полагают, что Россия-это государство русских. Поэтому активизируется процесс поиска эффективных механизмов воспитания детей в духе толерантности. Толерантность (от латинского «толеран») - терпение, переносимость, снисходительность. Словарь иностранных языков трактует ее как терпение к чужим мнениям и верованиям. На сегодняшний день толерантность рассматривается в контексте таких понятий как признание, принятие, понимание. Признание - это способность видеть другого, как носителя других ценностей, другой логики мышления, других форм поведения. Принятие - это положительное отношение к таким отличиям. Понимание - это умение видеть другого из нутрии, способность взглянуть на его мир одновременно с двух точек зрения: своей собственной и его.

Страницы: 1 2 3 4 5

Новые статьи:

Решение вопросов занятости молодежи в Германии
Нужно присмотреться к опыту тех, кто эту задачу уже решил, и небезуспешно. Особенный интерес в этом отношении может представлять для нас система профессионального образования Германии (эта страна, по оценке Международного института мониторинга качества рабочей силы (Швейцария), является одним из ли ...

Примерная модель формирования научного мировоззрения в процессе образования и воспитания
Понятие "мировоззрение" можно определить следующим образом - это система философских, научных, социально-политических, нравственных, эстетических взглядов и убеждений человека, которые отражают в его сознании общую картину мира и определяют направленность его деятельности. Как правило, вы ...

Понятие и сущность здорового образа жизни
Под образом жизни большинством людей понимается устойчивый, сложившийся в определенных общественно-экологических условиях способ жизнедеятельности человека, проявляющийся в нормах общения, поведения, складе мышления. По мнению Э.Н.Вайнера, понятие образа жизни следовало бы определить как способ жиз ...

Разделы

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.detailededu.ru