Необходимость формирования культуры межнационального общения у учеников в современной школе

Новое образование » Работа социального педагога по профилактике межнациональных конфликтов в школе » Необходимость формирования культуры межнационального общения у учеников в современной школе

Страница 2

Основы воспитания культуры межнационального общения закладываются в условиях общеобразовательной школы. Исходя из этого, важнейшей задачей современной педагогики становится воспитание навыков и привычек позитивного межэтнического общения, культивирование у школьников уважения к истории и культуре своего народа, а затем и других народов. Известно, что воспитание культуры межнационального общения особенно интенсивно идет в младшем школьном возрасте, т.к. именно этот возраст является наиболее сензитивным периодом формирования национального самосознания, механизмов этнообъединительных и этноразграничительных представлений и рефлексивному отношению к «своему» и «чужим» этносам (Ю.В. Бромлей, JI.M. Дробижева, А.Ф. Даждамиров, B.C. Мухина, Ж.В. Топорков и др.).

В связи с этим на учителя начальных классов возлагается особая ответственность за правильную организацию процесса воспитания культуры межнационального общения у детей разных национальностей. Данную работу следует тщательно планировать, поскольку в каждой школе встречаются дети разных этнических групп. Перед началом учитель обязан изучить национальный состав своего класса. Ему необходимо познакомится с обычаями, традициями народа, представители которого входят в управляемый им классный коллектив. Незнание национально- психологических особенностей членов детского коллектива ведет не только к снижению эффективности учебной или трудовой деятельности детей, но и к появлению межнациональных трений, взаимному отчуждению. В процессе воспитания культуры межнационального общения необходимо решать следующие задачи:

- обеспечить ученику возможности самоидентифицироваться как представителю того или иного народа, определенной национальной культуры;

- оказать помощь ученику в умении реализовываться в рамках определенной культуры и исторической общности как творческой личности и ответственного гражданина;

- обеспечить ученику возможность вступления в равноправный диалог с иными культурами.

Для России - многонационального государства - проблема межнационального общения всегда относилась к первостепенным и важным. Среди причин возникновения данной проблемы являются: кардинальные социально-политические события в стране, резко изменившие национальный состав социального пространства, обострение межнациональных взаимоотношений, этнические стереотипы. Тем более, что этнические стереотипы характеризуются повышенной эмоциональностью и устойчивостью. Кроме того, постоянен процесс образования межэтнических семей. Однако такие семьи испытывают наряду с обычными трудностями семейной жизни (характерными для однонациональных семей) и специфические сложности. Это и внутренние и, тем более, внешние проблемы, в частности, отношение в обществе к детям от смешанных браков, самоидентификация ребенка от такого брака, непонимание со стороны родственников и земляков и др. Все это ставит ребенка в поле социально- психологического напряжения. Поэтому проблема воспитания культуры межнациональных отношений выдвинулась в число актуальных воспитательных проблем. Воспитание может быть рассмотрено как социально организованный процесс интериоризации (восприятие и присвоение личностью) общечеловеческих ценностей: общественных норм, требований, идеалов, ценностей культуры. Восприятие и интериоризация личностью, перевод во «внутренний план» общечеловеческих ценностей и выработка собственных ценностных ориентаций невозможны только на уровне осознания. В этом процессе активную роль играют эмоции. Младшими подростками, прежде всего чувствами, воспринимаются социальные ценности. В связи с этим С.Л. Рубинштейн отмечал, что целью воспитания должно быть не внешнее приспособление, а формирование внутренних устремлений, отвечающим моральным требованиям, из которых в порядке внутренней закономерности вытекало бы нравственное поведение. А. Н.Леонтьев считал, что ребенок не стоит перед окружающим миром один на один. Его отношения к миру всегда опосредованы отношением человека к другим людям, его деятельность всегда включена в общение. Общение составляет необходимое и специфическое условие развития человека в обществе. Развитие личности в гармонии с общечеловеческой культуры зависит от уровня базовой гуманитарной культуры. Сегодня все большее распространение в детской среде получают недоброжелательность, озлобленность, агрессивность. Причин этому много: особенности возраста - установка на образ супермена, стремление к психологической защищенности, черно-белое восприятие действительности, взаимная нетерпимость и эгоизм, усиленный средствами массовой информации, неделикатными высказываниями взрослых, неравномерное социальное окружение детей, этнические стереотипы (обобщенное представление о физическом, нравственном и умственном облике представителей различных этнических групп). По данным опроса (целевая комплексная программа «Общественное мнение») около половины (40,4%) старшеклассников Санкт-Петербурга заявили о своей неприязни к отдельным национальностям. 26,6% молодых людей полагают, что Россия-это государство русских. Поэтому активизируется процесс поиска эффективных механизмов воспитания детей в духе толерантности. Толерантность (от латинского «толеран») - терпение, переносимость, снисходительность. Словарь иностранных языков трактует ее как терпение к чужим мнениям и верованиям. На сегодняшний день толерантность рассматривается в контексте таких понятий как признание, принятие, понимание. Признание - это способность видеть другого, как носителя других ценностей, другой логики мышления, других форм поведения. Принятие - это положительное отношение к таким отличиям. Понимание - это умение видеть другого из нутрии, способность взглянуть на его мир одновременно с двух точек зрения: своей собственной и его.

Страницы: 1 2 3 4 5

Новые статьи:

Пьезоэлектрические свойства полимеров
Пьезоэлектричеством называется генерирование диэлектриками электрических зарядов при их механической деформации (нагружении) или механическая деформация диэлектриков при приложении внешнего электрического поля. Использование полимеров в качестве пьезоэлектриков в настоящее время широко распростране ...

Методики «Узор» Л.И. Цеханской, «Графический диктант» Д.Б. Эльконина, «Рисование по точкам» А.Л. Венгера
Другой пример функционального подхода к диагностике школьной зрелости представляет программа Х. Бройер и М. Войффен (1986). Она целиком сконцентрирована на оценке речевого развития детей. Эта программа состоит из двух методик: ‘Проверка способности к дифференциации и «Краткий метод проверки уровня ...

Методы и приемы обучения родному языку на занятиях
Программа развития речи реализуется в той или иной деятельности детей (учебной, игровой, трудовой, бытовой). Поскольку воспитание в широком смысле (и входящее в это понятие формирование речи) осуществляется взрослым через какую-нибудь деятельность, эти виды деятельности можно условно назвать средст ...

Разделы

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.detailededu.ru