Деятельность как условие формирования целеустремленности

Страница 2

В отличие от генетической, детская психология – учение о пери­одах детского развития, их смене и переходах от одного возраста к другому. Поэтому, вслед за Л.С. Выготским об этой области психо­логии правильнее говорить: детская, возрастная психология. Типич­но детскими психологами были Л.С. Выготский, А. Валлон, А. Фрейд, Д.Б. Эльконин. Как образно говорил Д.Б. Эльконин, об­щая психология – это химия психики, а детская психология – скорее физика, так как она имеет дело с более крупными и опреде­ленным образом организованными «телами» психики. Когда матери­алы детской психологии используются в общей психологии, то там они раскрывают химию процесса и ничего не говорят о ребенке.

Что же такое развитие? Чем оно характеризуется? Каковы показатели психологического развития ребенка в период дошкольного детства?

Как известно, объект может изменяться, но не развиваться. Рост, например, это количественное изменение данного объекта, в том числе и психического процесса. Есть процессы, которые колеблются в пределах «меньше-больше». Это процессы роста в собственном и подлинном смысле слова. Рост протекает во времени и измеряется в координатах времени. Главная характеристика роста – это процесс количественных изменений без изменений внутренней структуры и состава входящих в него отдельных элементов, без существенных изменений в структуре отдельных процессов. Например, измеряя физический рост ребенка, мы видим количественное нарастание. Л.С. Выготский подчеркивал, что имеются явления роста и в психи­ческих процессах. Например, рост запаса слов без изменения функ­ций речи.

Но за этими процессами количественного роста могут происходить другие явления и процессы. Тогда процессы роста становятся лишь симптомами, за которыми скрываются существенные изменения в системе и структуре процессов. В такие периоды наблюдаются скачки в линии роста, которые свидетельствуют о существенных изменениях в самом организме. Например, созревают железы внутренней секре­ции. В подобных случаях, когда происходят существенные измене­ния в структуре и свойствах явления, мы имеем дело с развитием. Развитие, прежде всего, характеризуется качественными измене­ниями, появлением новообразований, новых механизмов, новых процессов, новых структур. X. Вернер, Л. С. Выготский и другие пси­хологи описали основные признаки развития. Наиболее важные сре­ди них: дифференциация, расчленение ранее бывшего единым эле­мента; появление новых сторон, новых элементов в самом развитии; перестройка связей между сторонами объекта. В качестве психологи­ческих примеров можно упомянуть дифференциацию натурального условного рефлекса на положение под грудью и комплекса оживле­ния; появление знаковой функции в младенческом возрасте; измене­ние на протяжении детства системного и смыслового строения созна­ния. Каждый из этих процессов соответствует перечисленным крите­риям развития.

Как показал Л. С. Выготский, существует много различных типов развития. Поэтому важно правильно найти то место, которое среди них занимает психическое развитие ребенка, то есть определить спе­цифику психического развития среди других процессов развития. Л. С. Выготский различал: преформированный и непреформированный типы развития. Преформированный тип – это такой тип, когда в самом начале заданы, закреплены, зафиксированы как те стадии, которые явление (организм) пройдет, так и тот конечный результат, который явление достигнет. Здесь все дано с самого начала.

Непреформированный тип развития наиболее распространен на нашей планете. К нему же относятся и развитие галактики, развитие Земли, процесс биологической эволюции, развитие общества. Про­цесс психического развития ребенка также относится к этому типу процессов. Согласно Л.С. Выготскому, процесс пси­хического развития – это процесс взаимодействия реальных и иде­альных форм. Задача детского психолога – проследить логику осво­ения идеальных форм. Ребенок не сразу осваивает духовное и мате­риальное богатство человечества. Но вне процесса освоения идеаль­ных форм вообще невозможно развитие. Поэтому внутри непреформированного типа развития психическое развитие ребенка – это особый процесс. Процесс онтогенетического развития – процесс ни на что не похожий, процесс чрезвычайно своеобразный, который проходит в форме усвоения.

Страницы: 1 2 3

Новые статьи:

О задачах и проблемах учеников в инокультурной среде
Первая задача для человека, попавшего в инокультурную школу, это учить язык, на котором ведется преподавание. В школах в этом почти не помогают, и школьнику приходится просто впитывать этот язык из среды самому, сначала очень пассивно, а позже понемногу начиная самому использовать запомнившиеся сло ...

Особенности развития восприятия речи, фонематического слуха у детей старшего дошкольного возраста в норме и ее речевой патологии
Формирование произносительной стороны речи – сложный процесс, в ходе которого ребенок учится воспринимать обращенную к нему звучащую речь и управлять своими речевыми органами для ее воспроизводства. Произносительная сторона, как и вся речь, формируется у ребенка в процессе коммуникации, поэтому огр ...

Особенности процесса самообразования воспитателя дошкольного образовательного учреждения
В настоящее время становится все более очевидным, что осуществление процессов модернизации образования с необходимостью требует актуализации личностного и профессионального потенциала педагогов. Именно концентрация сил на создании условий для понимания и принятия педагогами целей и содержания обнов ...

Разделы

Copyright © 2022 - All Rights Reserved - www.detailededu.ru