Рисование является одним из важнейших средств познания мира и развитие знаний эстетического восприятия, так как оно связано с самостоятельной, практической и творческой деятельностью ребенка.
Обучение рисованию в дошкольном возрасте предполагает решению двух взаимосвязанных задач:
Во-первых, необходимо пробудить у детей эмоциональную отзывчивость к окружающему миру, родной природе, событиям нашей жизни;
Во-вторых, сформировать у них изобразительные навыки и умения.
В процессе рисования у ребенка совершенствуется наблюдательность, эстетическое восприятие, художественный вкус, творческие способности. Нужно отметить, что почти все дети рисуют, впоследствии же рисованием занимаются очень немногие. А это значит, что в дошкольном возрасте рисование должно быть не самоцелью, а средством познания окружающего мира.
Актуальность темы исследования. Проблема рисования портрета старшими дошкольниками средствами нетрадиционных художественных техник определяется интересом к изучению особенностей детского изобразительного творчества и зависимостью его развития от владения изображения. В исследованиях Е.А. Флериной (1940), Н.П. Сакулиной, Т.С. Комаровой (I960), Р.Г.Казаковой, Т.П. Казаковой (1970) вопросы развития детского изобразительного творчества в рисовании рассматривались в связи с усвоением детьми некоторых закономерностей рисунка и изобразительно-выразительных особенностей рисования в разных техниках: карандашами в деревянной оправе и без (уголь, сангина и др.), красками гуашь и акварель и
др.
Исследования Т.С. Комаровой посвящены специальному изучению
проблем обучения детей технике рисования и раскрывают не только зависимость выразительности детских рисунков от техники рисования, но и систему обучения детей дошкольного возраста реалистическому рисованию.
Однако до последних лет обучение детей рисованию рассматривалось только как усвоение детьми реалистического рисования средствами ручных техник, разнообразие которых проявлялось только в разнообразии свойств обучения, многообразие графических, в том числе и печатных техник, не изучалось, не исследовалось на предмет их использования в детском рисовании как средств повышения выразительности изображаемых детьми образов и предметов, что послужило поводом для того, чтобы эти техники назвать «нетрадиционными» для дошкольного образования и выбрать их в качестве объекта педагогического исследования по рисованию портрета в старшем дошкольном возрасте.
Постановка проблемы требует ее рассмотрения в нескольких аспектах: многообразие художественных техник в изобразительном искусстве и их роль в рисовании, формирование у старших дошкольников навыков рисования портрета средствами нетрадиционных художественных техник.
Цель исследования – определить, каковы педагогические условия для рисования портрета средствами нетрадиционных для дошкольного образования художественных техник в рисунках старших дошкольников. Объектом исследования выступает процесс рисования портрета дошкольниками 6-7 лет.
Предметом исследования являются педагогические условия формирования у дошкольников умений и навыков рисования портрета средствами нетрадиционных для дошкольного образования художественных техник.
Задачи исследования:
1. Проанализировать многообразие художественных техник, выявить нетрадиционные для дошкольного образования техники и обосновать доступность их освоения и эффективность использования в детском рисовании.
2. Выявить особенности рисования портрета средствами нетрадиционных художественных техник, как показателя развития детского изобразительного творчества.
3. Разработать и экспериментально проверить педагогические условия развития детского изобразительного творчества средствами нетрадиционных художественных техник.
Методы исследования:
- теоретический анализ философской, психологической, педагогической, искусствоведческой литературы;
- педагогический эксперимент; разработка, апробация и внедрение экспериментально-вариативной программы;
- анализ процесса обучения;
- анализ продуктов детского творчества, полученных в специально организованных условиях.
О психолого-педагогической поддержке студентов первых курсов среднего профессионального образовательного учреждения
Внедрение концепции личностно-ориентированного образования означает необходимость в пересмотре системы организации процесса воспитания. Вместе с тем, многие из преподавателей средних профессиональных образовательных учреждений не осознают, что это означает существенное изменение собственной професс ...
Особенности нарушений речи у детей с трудностями в обучении
У детей с трудностями в обучении отмечается большая распространенность нарушений речи (Ю.Г.Демьянов, В.А.Ковшиков, Е.В.Мальцева, Н.А.Цыпина, С.Г. Шевченко, Н.Ю. Борякова и др). Этнопатогенетические факторы нарушений речи у детей с трудностями в обучении полиморфны, однако, прежде всего, связаны с о ...
Характеристика подросткового возраста
Возраст от 11 – 12 до 15 лет – переходный от детства к юности. Он совпадает с обучением в школе второй ступени (5 – 9 –й классы ) , характеризуется общим подъёмом жизнидеятельности и глубокой перестройки всего организма. Душевный мир подростка Н.К. Крупская характеризовала психологией полуребёнка – ...