В период дошкольного детства значительно увеличиваются требования к ребенку со стороны взрослого, касающиеся, прежде всего норм и правил поведения в обществе. Кроме того, взрослый целенаправленно организует познавательную деятельность дошкольника, развивающую его память, мышление, восприятие, внимание, воображение, речь, волю, помогает ребенку овладеть новыми, значимыми для него видами деятельности: игрой, рисованием, лепкой, аппликацией, конструированием, элементами учения и труда.
Изменяются также отношения ребенка со сверстниками. Примерно на пятом году жизни возникает детское общество. Его образование обусловлено развитием в этом возрасте у детей потребности в общении друг с другом. Значение детского общества для развития ребенка велико. Прежде всего, дошкольник вынужден считаться с другими, когда выполняется совместная деятельность. Он должен уступать или отстаивать свою точку зрения, доброжелательно и терпеливо объяснять условия игры или общего задания, если хочет участвовать в той или иной деятельности вместе с ровесниками. И именно сверстники дают возможность ребенку учиться критически оценивать поведение, действия другого человека. Ведь взрослый для ребенка слишком авторитетен, чтобы сомневаться в правильности того, что он делает. Кроме того, равенство со сверстником, отсутствие ограничений с его стороны, соучастие создают предпосылки для его самовыражения: « .общение со сверстниками создает условия для развития творческого, самобытного начала в ребенке и для формирования у него волевых компонентов деятельности по утверждению, отстаиванию и защите своих достижений».
Важным становится статус в группе сверстников. Степень популярности зависит от многих причин: от особенностей поведения дошкольника, форм общения с другими детьми, его знаний, умений, умственного развития. Положение в группе сверстников реализует или не реализует потребность ребенка в притязании на их признание, что чрезвычайно значимо для формирования отношения к себе и другим. Наконец, в период дошкольного детства ребенок овладевает новыми видами деятельности, что в значительной степени определяет его дальнейшее развитие: игрой, продуктивной деятельностью, элементами труда и учения.
Ролевая игра становится ведущей в психическом развитии ребенка. В игровой ситуации развивается воображение, формируется новый уровень обобщения и абстракции, создаются условия для произвольного запоминания и припоминания, активно развивается его речь, возникают более сложные мотивы поведения, чувства, создаются благоприятные условия для развития воли. Следовательно, ролевая игра обеспечивает развитие как личностной, так и познавательной сферы его психической жизни.
В этом же возрасте ребенок овладевает техникой рисования, лепки, аппликации, конструирования. В процессе развития продуктивных видов деятельности у дошкольника совершенствуется восприятие, внимание, воображение, мышление, расширяются его представления об окружающем мире, он познает свои возможности. Совместная продуктивная деятельность детей способствует их эмоциональному, волевому, речевому развитию.
Труд формирует самостоятельность, нравственные мотивы поведения. Специальные занятия развивают любознательность, систематизируют знания о мире, других людях, самих себе.
Таким образом, в дошкольном возрасте возникает разнообразие видов детской деятельности, реализующих усложнившиеся потребности ребенка и создающих условия для перехода его на новую ступень развития.
Социальная поддержка семьи
Прежде всего, семьи алкоголиков – это, как правило, малообеспеченные семьи. Они нуждаются в различных социальных пособиях и субсидиях, предусмотренных Федеральным законом от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ "О государственной социальной помощи", Федеральным законом «О государственных пособиях г ...
Сочетание семейного и общественного воспитания
Продолжая семейное воспитание чрезвычайно важно найти ключ к сочетанию воспитания семейного и общественного, потому что сочетание такое желательно и совершенно необходимо. Ведь в ранние годы жизни ребенка семья нужна для формирования определенных областей человеческого сознания, человеческой психол ...
Доминантность в психическом развитии
Мотивы и вызываемое ими поведение личности могут быть ситуативными и долговременными, устойчивыми и неустойчивыми. Это зависит от многих причин, в том числе и от законов человеческой психики. Одним из таких законов, играющих важнейшую роль в развитии личности, является закон доминанты. Фундаменталь ...