Деятельность как условие формирования целеустремленности

Страница 3

В период до­школьного детства значительно увеличиваются требования к ребенку со стороны взрослого, касающиеся, прежде всего норм и правил поведения в обществе. Кроме того, взрос­лый целенаправленно организует познавательную деятель­ность дошкольника, развивающую его память, мышле­ние, восприятие, внимание, воображение, речь, волю, помогает ребенку овладеть новыми, значимыми для него видами деятельности: игрой, рисованием, лепкой, аппли­кацией, конструированием, элементами учения и труда.

Изменяются также отношения ребенка со сверстника­ми. Примерно на пятом году жизни возникает детское об­щество. Его образование обусловлено развитием в этом возрасте у детей потребности в общении друг с другом. Значение детского общества для развития ребенка вели­ко. Прежде всего, дошкольник вынужден считаться с другими, когда выполняется совместная деятельность. Он должен уступать или отстаивать свою точку зрения, доб­рожелательно и терпеливо объяснять условия игры или общего задания, если хочет участвовать в той или иной деятельности вместе с ровесниками. И именно сверстни­ки дают возможность ребенку учиться критически оце­нивать поведение, действия другого человека. Ведь взрос­лый для ребенка слишком авторитетен, чтобы сомневать­ся в правильности того, что он делает. Кроме того, равенство со сверстником, отсутствие ограничений с его стороны, соучастие создают предпосылки для его самовыражения: « .общение со сверстниками создает условия для развития творческого, самобытного начала в ребен­ке и для формирования у него волевых компонентов де­ятельности по утверждению, отстаиванию и защите сво­их достижений».

Важным становится статус в группе сверстников. Сте­пень популярности зависит от многих причин: от осо­бенностей поведения дошкольника, форм общения с дру­гими детьми, его знаний, умений, умственного разви­тия. Положение в группе сверстников реализует или не реализует потребность ребенка в притязании на их при­знание, что чрезвычайно значимо для формирования от­ношения к себе и другим. Наконец, в период дошколь­ного детства ребенок овладевает новыми видами деятель­ности, что в значительной степени определяет его дальнейшее развитие: игрой, продуктивной деятельнос­тью, элементами труда и учения.

Ролевая игра становится ведущей в психическом раз­витии ребенка. В игровой ситуации развивается вообра­жение, формируется новый уровень обобщения и абстрак­ции, создаются условия для произвольного запоминания и припоминания, активно развивается его речь, возника­ют более сложные мотивы поведения, чувства, создают­ся благоприятные условия для развития воли. Следова­тельно, ролевая игра обеспечивает развитие как личнос­тной, так и познавательной сферы его психической жизни.

В этом же возрасте ребенок овладевает техникой ри­сования, лепки, аппликации, конструирования. В про­цессе развития продуктивных видов деятельности у дош­кольника совершенствуется восприятие, внимание, во­ображение, мышление, расширяются его представления об окружающем мире, он познает свои возможности. Совместная продуктивная деятельность детей способству­ет их эмоциональному, волевому, речевому развитию.

Труд формирует самостоятельность, нравственные мотивы поведения. Специальные занятия развивают лю­бознательность, систематизируют знания о мире, дру­гих людях, самих себе.

Таким образом, в дошкольном возрасте возникает разнообразие видов детской деятельности, реализующих усложнившиеся потребности ребенка и создающих ус­ловия для перехода его на новую ступень развития.

Страницы: 1 2 3 

Новые статьи:

Когнитивные теории интеллекта
Когнитивные теории интеллекта предполагают, что уровень интеллекта человека определяется эффективностью и скоростью процессов обработки информации. Согласно когнитивным теориям, быстрота обработки информации определяет уровень интеллекта: чем быстрее происходит обработка информации, тем быстрее реш ...

Условия ознакомления младших школьников с элементами графической грамотности
Процесс ознакомления младших школьников с элементами графической грамотности очень сложен и захватывает различные сферы умственной деятельности школьника. Как отмечала И.Н. Садовникова, для формирования графической грамотности необходимо, чтобы обучающийся был подготовлен к ознакомлению элементов г ...

Основные принципы коррекционной работы по устранению нарушений чтения и письма
Принцип комплексности. Дислексия и дисграфия не являются нарушениями, изолированными друг от друга. Они имеют единые механизмы и тесно связаны с нарушениями устной речи. Поэтому логопедическое воздействие охватывает весь комплекс речевых нарушений (устной речи, чтения и письма). Патогенетический пр ...

Разделы

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.detailededu.ru