Развитие выразительности музыки

Страница 2

Огромному расширению возможностей выразительности и изобразительности музыки содействовало развитие музыкальных инструментов, инструментальных ансамблей и, наконец, симфонического оркестра.

В силу особой связанности музыкальной выразительности со звуками человеческого голоса музыкальные инструменты возымели своей основой человечность интонации, способность подражать человеческому голосу и, вместе с тем, усиливать его до грандиозных порою масштабов. Недаром мы говорим, что скрипка, виолончель, кларнет, валторна и даже рояль «поют». С другой стороны, в мощных «голосах» труб или тромбонов мы постоянно чувствуем как бы усиленные человеческие голоса – интонации зовов, вещаний, повелений.

Однако, постоянно основываясь на преображении и усилении интонаций человеческого голоса, музыкальные инструменты не ограничились этим. Они дали музыке также специфические возможности отображения внешнего мира. Ведь, например, ни у одного человеческого голоса нет тех способностей звукописать (выражать и изображать) явления природы, какими обладает симфонический оркестр!

При посредстве могучих изобразительных средств оркестра музыка смогла присвоить и ввести в свою выразительную сферу голоса людей-титанов и голоса очеловеченного внешнего мира во всем многообразии его звуковых явлений.

Говоря об органическом, неразрывном единстве выразительности и изобразительности (как внутреннего и внешнего) мы должны помнить, что всякое единство может нарушаться, порождая гипертрофию одной из своих сторон.

Что можно назвать гипертрофией выразительности? Эта гипертрофия возникает при игнорировании того факта, что внутреннее можно передать только внешним, что выразить можно только изображая.

Представим себе, что композитор хочет выразить любовь, нежность, ласковость. Если он реалист, то обязательно будет претворять и обобщать в музыке те интонации, которыми в жизни внешне проявляются данные чувства и качества. Но он властен и игнорировать единство выразительного и изобразительного, считать, что все исчерпывается выразительностью, как таковой. В таком случае образ оказывается во власти субъективного произвола, форма отрывается от идеи, и мы можем услышать какофонию, которая тщится выразить нежные, ласковые чувства. Очень наглядны подобные случаи в «произведениях» декадентского изобразительного искусства, где, например, безобразное, бессмысленное нагромождение линий называется «Портретом женщины».

Возможна, с другой стороны, и гипертрофия изобразительности. При этом в произведении внутреннее начинает перевешиваться внешним на основе подчеркнутого безразличия к эмоции. Такого рода искусство всегда стремится к тем или иным видам техницизма – «фотографичности» в живописи, пассивным звукоподражаниям в музыке. Так называемая «конкретная музыка», подменяющая творчество записью звуков, представляет предел данной тенденции, стоящей уже за рамками искусства. Но и в менее крайних случаях тенденция дает себя знать. Если при гипертрофии выразительности изображение носит случайный характер, то при гипертрофии изобразительности таким случайным оказывается выражение (поскольку без выражения вообще искусство обойтись не может). Музыка, ограничивающаяся звукоподражанием, все-таки что-то выражает (ибо она создана человеком; даже в «конкретной музыке» дает себя знать человеческий отбор), - но ее выразительность случайна и хаотична.

Рассматривая историческое развитие выразительно-изобразительных средств музыки, никогда не следует отрывать историю музыки от истории искусств и человеческой культуры вообще. Музыкальное мышление развивалось не изолированно, а в тесной связи с другими отраслями человеческого мышления, человеческой деятельности, человеческого художественного сознания. Обогащение музыкальной образности постоянно происходило за счет расширения ассоциаций и аналогий, вызываемых сферами деятельности различных чувств.

Страницы: 1 2 3

Новые статьи:

Психолого-педагогические особенности обогащения лексического запаса младших школьников
После того как ребенку исполняется годик, он пытается произносить первые в его жизни слова. Обычно дети начинают говорить в 12-15 месяцев. Это, конечно, не означает, что все у малыша получается четко и складно. Более трудные слова он пока еще не может выговаривать. Однако даже по отдельным, неправи ...

Значение ранней диагностики нарушения чтения в общеобразовательной школе
Повышение эффективности и качества обучения учащихся общеобразовательных школ предполагает своевременное выявление, предупреждение и устранение имеющихся недостатков устной и письменной речи. Чем раньше начинается их коррекция, тем выше результативность устранения собственно речевых недостатков, не ...

Горение. Удельная теплота сгорания топлива
Горение — сложный физико-химический процесс превращения компонентов горючей смеси в продукты сгорания с выделением теплового излучения, света и лучистой энергии. Приближенно можно описать природу горения как бурно идущее окисление. Дозвуковое горение (дефлаграция) в отличие от взрыва и детонации пр ...

Разделы

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.detailededu.ru