С помощью выражения объема в криволинейных координатах нетрудно установить и общую формулу замены переменных в тройных интегралах.
Пуста между областями и
пространств
и
cyществует соответствие, охарактеризованное в п0 2.1. Считая соблюденными все условия, при которых была выведена формула (26), покажем теперь, что имеет место следующее равенство
где , вполне похожее формуле замены переменных в двойных интегралах. При этом функцию
предполагаем непрерывной или, самое большее, допускающей разрывы вдоль конечного числа кусочно-гладких поверхностей (но во всяком случае сохраняющей ограниченность). Таким образом, существование обоих интегралов в равенстве не вызывает сомнений; нужно установить лишь самое равенство.
Разложив кусочно-гладкими поверхностями области и
на (соответствующие друг другу) элементарные части
и
, применим к каждой паре областей
,
формулу (25); получим
,
где есть некоторая точка области
не зависящая от выбора. Возьмем соответствующую точку
области
, т. е. положим
,
,
,
и составим интегральную сумму для первого из интегралов:
.
Подставив сюда вместо ,
,
выражения , а вместо
—выражение (28), придем к сумме
,
которая, очевидно, уже является интегральной суммой для второго из интегралов .
Устремим к нулю диаметры областей , вследствие чего в силу непрерывности соответствия устремятся к нулю и диаметры областей
. Сумма
должна стремиться одновременно к обоим интегралам, откуда и следует требуемое равенство.
Как и в случае двойных интегралов формула имеет место и при нарушении сформулированных выше при доказательстве формулы предположений в отдельных точках или вдоль конечного числа кусочно-гладких линий и поверхностей, лишь бы якобиан сохранял ограниченность.
Можно пойти дальше при расширении условий применимости формулы (28), допуская и несобственные интегралы. Подчеркнем еще раз, что при указанных там условиях формула имеет место в предположении существования одного из интегралов , существование другого отсюда уже будет вытекать.
Понятие культуры межнационального общения
Человек формируется как личность в определенной системе общественных отношений (в том числе и национальных), усваивая принятые в обществе нормы и правила, которые определяют в дельнейшем его линию поведения и поступки. Однако из этого не следует, что личность - пассивный продукт внешних воздействий ...
Содержание комплекса дидактических игр для изучения темы «Нумерация чисел
первого десятка»
Для подготовки к изучению нумерации чисел и действий сложения и вычитания пределах 10 введен раздел «Сравнение групп предметов». В нем дети усваивают способы практического сопоставления элементов: устанавливают отношения «больше», «меньше», «равно» и преобразуют числовое неравенство в числовое раве ...
Констатирующий эксперимент. Обследование уровня сформированности словаря у
детей
Исследование проводилось в детском саду №6 «Солнышко» п. Вербилки, Московской области. Оно длилось 5 месяцев. Во время констатирующего эксперимента дети были в возрасте двух с половиной лет, а во время контрольного обследования им было около трёх лет. За основу мы взяли задачи формирования словаря ...