Методы оказания психологической помощи при выборе профессии

Страница 1

Мир профессий чрезвычайно динамичен и изменчив. В нашей стране специальностей насчитывается более 7000 профессий. Каждый год происходит обновление около 500 видов труда. Однако действительность такова, что за последние годы появилось множество новых профессий, следовательно, процесс обновления видов труда происходит быстрее. Складывается противоречивая ситуация, связанная со сравнительно длительным периодом овладения профессиональным мастерством и быстрым обновлением и сменой видов профессионального труда. Обществу нужен профессионал, знающий свое дело, способный самостоятельно принимать решения, нести ответственность за них, за себя, за других, за страну, умеющий рисковать, искать, творить, созидать. А для того, чтобы стать таким профессионалом, многим молодым людям на стадии выбора профессии нужна психологическая помощь. Все сказанное, позволяет сделать вывод об актуальности специальной психологической работы по программе профессионального самоопределения.

Вопросами самоопределения учащихся в школе занимается психолог. Включение в занятия различных диагностических процедур помогает подросткам в самопознании, а психологу дает возможность получения обратной связи от ребят, а также служит для закрепления полученных знаний. Подростки очень заинтересованы в получении результатов тестирования и ждут комментарий преподавателя. Поэтому психолог, анализируя результаты тестов, индивидуальные данные дает в письменном виде отдельно каждому ученику. Набор диагностических материалов традиционен. На занятиях используют такие приемы, как дискуссия, игра, беседа, поведенческий тренинг, лекционное объяснение, анализ ситуаций. Важно отметить, что на занятиях должна быть полная добровольность участия подростков, т.е. организация заинтересованности создание благоприятной атмосферы обсуждения проблем выбора профессионального пути.

Цель психолога построена на взаимодействии с учащимися - это определение его интересов, склонностей и способностей, выявление индивидуальных особенностей и их развития, как основы поиска оптимальных для учащегося способов ознакомления и обучения с данной профессией, а также взаимодействие с педагогом в форме “сотрудничества" для формирования у школьника готовности к осознанному выбору профессии.

Задачами психолога являются:

консультационная и информационная поддержка учебно-воспитательного процесса;

повышение психологической компетентности педагогов по вопросам, связанным с обучением и развитием учащихся, а также взаимодействия “педагог - ученик”;

создание условий для оказания психологической помощи учащихся в решении проблем профессионального самоопределения.

Для реализации поставленных целей и задач используются основные направления работы психолога:

1. Психодиагностика. Психодиагностическое направление имеет цель информационное обеспечение учебно-воспитательного процесса. Психодиагностические данные необходимы:

для составления социально-психологического портрета (учащегося); для определения путей и форм оказания помощи учащемся, испытывающим трудности в обучении, общении и психическом самочувствии; для выбора средств и форм психологического и педагогического сопровождения учащихся в соответствии с присущими им особенностями обучения и общения.

2. Психоконсультирование. Эта одна из форм практической деятельности психолога. Учитывая специфику учебного заведения, сопровождение решает следующие задачи: оказание помощи старшеклассникам, испытывающим трудности в обучении, общении или психическом самочувствии; обучение старшеклассников навыкам самопознания, самораскрытия и самоанализа, использования своих психологических особенностей и возможностей для успешного обучения и развития; оказание помощи педагогу через форму “сотрудничества" в решении различных школьных проблем и профессиональных задач самого педагога. Психоконсультирование учащихся может иметь различное содержание, касаться как проблем профессионального или личностного самоопределения школьника, так и различных аспектов его взаимоотношений с окружающими людьми. Психоконсультирование организуется, в большинстве случаев, по запросу со стороны учащегося. Однако необходимо учесть, практика показывает, что психоконсультирование может быть плановым по результатам психодиагностики. Цель планового психоконсультирования: оказание помощи в самораскрытии и самоанализе индивидуальных особенностей. Данная деятельность может проводиться как в индивидуальной, так и в групповой форме.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Новые статьи:

Характеристика системы образования Швейцарии
В Швейцарии образование является приоритетом. В стране примерно 1,1 млн. школьников и студентов, она занимает четвертое место в мире по числу нобелевских лауреатов. Швейцария объединяет 26 кантонов, где слились трех языка - немецкий, французский и итальянский. На первом языке говорит 65% населения, ...

Особенности грамматического строя речи у нормально развивающихся детей и у детей с трудностями в обучении
Овладение грамматическим строем речи предполагает усвоение как парадигматических, так и синтагматических связей. В процессе формирования грамматического строя речи осуществляется выделение, первоначально на практическом, неосознанном уровне, морфем и соотнесении их с лексическим или грамматическим ...

Проблемы модернизации профессионального образования и пути их решения
На сегодняшний день проявились такие глобальные проблемы человечества, как экологические, гуманитарные, информационные и другие угрозы. Глобализация задела все структуры человеческого бытия, все институты культуры, а также саму систему образования. Суть образования оказалась практически сведена к о ...

Разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.detailededu.ru