Организация и проведение методов исследования

Страница 1

В основу работы была положена гипотеза: у старшеклассников, обучающихся в профильных классах, меньше возникает трудностей при выборе профессии, по сравнению с учащимися обучающихся в общеобразовательных классах.

Исследование проводилось среди учащихся одиннадцатых классов, обучающихся в общеобразовательном и в профильном классах с физико - математическим и гуманитарным уклоном. В исследовании принимали участие 50 человек.

В эмпирическом исследовании были использованы три методики:

1. Карта интересов (модифицированная методика Голомштока Л.Е.).

"Карта интересов" представляет собой модифицированный вариант методики, опубликованный А.Е. Голомштоком в сборнике "Профориентационная работа в школе". Модификация произведена сотрудниками ВНИИ профтехобразования.

"Карта интересов" предназначена для изучения интересов и склонностей личности в различных сферах деятельности. Нами была использована для изучения и выявления различий интересов и склонностей учащихся общеобразовательных и профильных классов. В данной методике насчитывается 29 сфер деятельности. "Карта интересов" насчитывает 174 вопроса, на каждую сферу деятельности приходится по 6 вопросов.

Испытуемым дается опросник, состоящий из 174 вопросов, с вариантами степени своего согласия или не согласия с каждым из них.

2. Дифференциально-диагностический опросник "Я предпочту".

Методика, разработанная Климовым Е.А., предназначена для выявления склонностей к тому или иному типу профессии, в соответствии с разработанной им классификацией типов. Климов выделил 5 типов профессии:

1) человек-человек

2) человек-природа

3) человек-техника

4) человек-художественный образ

5) человек-знак

Каждому типу соответствует определенные профессии. Испытуемым дается опросник, состоящий из двадцати пар предлагаемых видов деятельности, необходимо выбрать только один вид.

3. Анкета оптанта.

Анкета используется для предварительной ориентации в интересах и склонностях учащихся. Она предназначена для того, чтобы выяснить, определились ли учащиеся общеобразовательных и профильных классов с выбором профессии, учитывали ли они при этом свои способности и интересы.

Испытуемым дается анкета, состоящая из 5 вопросов, на которые учащиеся дают ответы в письменном виде.

Анализ ответов учащихся дает первичную информацию об их интересах, склонностях, способностях, и о том состоялся ли выбор профессии у учащихся старших классов.

Анализ результатов исследования

На основании ответов учащихся, определившихся с выбором профессии, было выявлено следующее.

1. По результатам методики "Карта интересов" интересы и склонности учащихся в различных сферах деятельности распределились следующим образом:

выбор старшеклассников, обучающихся в общеобразовательном классе:

20% (5 человек) предпочли рабочие специальности;

24% (6 человека) предпочитают технику и математику;

16% (4 человека) химия, биология

по 8% (по 2 человека) медицина, право, физкультура

по 4% (по 1 человеку) - педагогика, сценическое искусство, журналистика, общественная деятельность (см. рис.1).

рис.1

где, 1 - техника и математика; 2 - рабочие специальности; 3 - химия, биология; 4 - медицина, право, физкультура; 5 – другое выбор старшеклассников, обучающихся в профильном классе с физико-математическим уклоном:

61% (8 человека) предпочитают технику и математику;

23% (3 человек) предпочли рабочие специальности;

8% (1 человека) биология, геология

8% (1 человеку) - пищевая промышленность (см. рис.2)

рис.2

где, 1 - техника и математика; 2 - рабочие специальности; 3 - пищевая промышленность; 4 - физкультура и спорт;

выбор старшеклассников, обучающихся в профильном классе с гуманитарным уклоном:

33% (4 человека) предпочитают технику и математику;

25% (3 человека) биология, геология

17% (2 человек) предпочли рабочие специальности;

17% (2 человеку) - педагогика

8% (1 человек) - общественная деятельность (см. рис.3)

рис.3

где, 1 - техника и математика; 2 - биология, геология; 3 - рабочие специальности; 4 - педагогика; 5 - общественная деятельность

Старшеклассники, обучающиеся в общеобразовательном классе, и учащиеся, обучающиеся в профильном физико-математическом классе, в основном, предпочли технику, математику и рабочие специальности, старшеклассники, обучающиеся в гуманитарном классе, выбрали технику и математику, а также биологию и геологию в равной степени. Таким образом, все 3 класса учащихся в основном выбрали математику, физику, инженерию, машиностроение, авиацию, экономику и еще небольшой процент учащихся проявляют интерес к биологии, геологии. Возможно, это связано с тем, что в данной школе работают сильные и требовательные учителя по физике и математике, а у мальчиков, вместо уроков труда, проходит урок автодело, на котором они изучают не только строение и механизм автомашин, но еще и по желанию их направляют в кружок авиамоделирования, где мальчики своими руками конструируют мини-самолеты. А также, в связи с тем, что данный район находится близко к аэропорту, работодатели аэропорта привлекают выпускников школ к дальнейшему поступлению в авиационный университет с тем, чтобы продолжить свой профессиональный путь именно у них, проводят экскурсии в аэропорту.

Страницы: 1 2 3 4 5

Новые статьи:

Использование видеоматериалов для подготовки специалистов нового типа
За последнее десятилетие немало было сказано об изменении концепции образования, разработке инновационных методик преподавания, применении новых технологий в процессе обучения. В настоящее время перед преподавателями открыты широкие возможности для обучения теоретическим и практическим дисциплинам ...

Другие формы организации обучения
Система уроков, описанная выше, в реальной педагогической практике дополняется целым рядом других форм Организации обучения. К сопутствующим ей формам обучения можно отнести: экскурсии, исследовательские группы, лаборатории, экспедиции, кружки, клубы, олимпиады, Конкурсы, выставки, трудовые неформа ...

Дифференциация умственной отсталости в соответствии с критериями МКБ-10
В МКБ-10 умственная отсталость подразделяют на легкую (F70), умеренную (F71), тяжелую (F72), глубокую (F73), другую (F78), неуточненную (F79). Предусматривается ведение четвертого знака, обозначающего тяжесть поведенческих расстройств. Если известна этиология умственной отсталости, то используется ...

Разделы

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.detailededu.ru