Организация и проведение методов исследования

Страница 1

В основу работы была положена гипотеза: у старшеклассников, обучающихся в профильных классах, меньше возникает трудностей при выборе профессии, по сравнению с учащимися обучающихся в общеобразовательных классах.

Исследование проводилось среди учащихся одиннадцатых классов, обучающихся в общеобразовательном и в профильном классах с физико - математическим и гуманитарным уклоном. В исследовании принимали участие 50 человек.

В эмпирическом исследовании были использованы три методики:

1. Карта интересов (модифицированная методика Голомштока Л.Е.).

"Карта интересов" представляет собой модифицированный вариант методики, опубликованный А.Е. Голомштоком в сборнике "Профориентационная работа в школе". Модификация произведена сотрудниками ВНИИ профтехобразования.

"Карта интересов" предназначена для изучения интересов и склонностей личности в различных сферах деятельности. Нами была использована для изучения и выявления различий интересов и склонностей учащихся общеобразовательных и профильных классов. В данной методике насчитывается 29 сфер деятельности. "Карта интересов" насчитывает 174 вопроса, на каждую сферу деятельности приходится по 6 вопросов.

Испытуемым дается опросник, состоящий из 174 вопросов, с вариантами степени своего согласия или не согласия с каждым из них.

2. Дифференциально-диагностический опросник "Я предпочту".

Методика, разработанная Климовым Е.А., предназначена для выявления склонностей к тому или иному типу профессии, в соответствии с разработанной им классификацией типов. Климов выделил 5 типов профессии:

1) человек-человек

2) человек-природа

3) человек-техника

4) человек-художественный образ

5) человек-знак

Каждому типу соответствует определенные профессии. Испытуемым дается опросник, состоящий из двадцати пар предлагаемых видов деятельности, необходимо выбрать только один вид.

3. Анкета оптанта.

Анкета используется для предварительной ориентации в интересах и склонностях учащихся. Она предназначена для того, чтобы выяснить, определились ли учащиеся общеобразовательных и профильных классов с выбором профессии, учитывали ли они при этом свои способности и интересы.

Испытуемым дается анкета, состоящая из 5 вопросов, на которые учащиеся дают ответы в письменном виде.

Анализ ответов учащихся дает первичную информацию об их интересах, склонностях, способностях, и о том состоялся ли выбор профессии у учащихся старших классов.

Анализ результатов исследования

На основании ответов учащихся, определившихся с выбором профессии, было выявлено следующее.

1. По результатам методики "Карта интересов" интересы и склонности учащихся в различных сферах деятельности распределились следующим образом:

выбор старшеклассников, обучающихся в общеобразовательном классе:

20% (5 человек) предпочли рабочие специальности;

24% (6 человека) предпочитают технику и математику;

16% (4 человека) химия, биология

по 8% (по 2 человека) медицина, право, физкультура

по 4% (по 1 человеку) - педагогика, сценическое искусство, журналистика, общественная деятельность (см. рис.1).

рис.1

где, 1 - техника и математика; 2 - рабочие специальности; 3 - химия, биология; 4 - медицина, право, физкультура; 5 – другое выбор старшеклассников, обучающихся в профильном классе с физико-математическим уклоном:

61% (8 человека) предпочитают технику и математику;

23% (3 человек) предпочли рабочие специальности;

8% (1 человека) биология, геология

8% (1 человеку) - пищевая промышленность (см. рис.2)

рис.2

где, 1 - техника и математика; 2 - рабочие специальности; 3 - пищевая промышленность; 4 - физкультура и спорт;

выбор старшеклассников, обучающихся в профильном классе с гуманитарным уклоном:

33% (4 человека) предпочитают технику и математику;

25% (3 человека) биология, геология

17% (2 человек) предпочли рабочие специальности;

17% (2 человеку) - педагогика

8% (1 человек) - общественная деятельность (см. рис.3)

рис.3

где, 1 - техника и математика; 2 - биология, геология; 3 - рабочие специальности; 4 - педагогика; 5 - общественная деятельность

Старшеклассники, обучающиеся в общеобразовательном классе, и учащиеся, обучающиеся в профильном физико-математическом классе, в основном, предпочли технику, математику и рабочие специальности, старшеклассники, обучающиеся в гуманитарном классе, выбрали технику и математику, а также биологию и геологию в равной степени. Таким образом, все 3 класса учащихся в основном выбрали математику, физику, инженерию, машиностроение, авиацию, экономику и еще небольшой процент учащихся проявляют интерес к биологии, геологии. Возможно, это связано с тем, что в данной школе работают сильные и требовательные учителя по физике и математике, а у мальчиков, вместо уроков труда, проходит урок автодело, на котором они изучают не только строение и механизм автомашин, но еще и по желанию их направляют в кружок авиамоделирования, где мальчики своими руками конструируют мини-самолеты. А также, в связи с тем, что данный район находится близко к аэропорту, работодатели аэропорта привлекают выпускников школ к дальнейшему поступлению в авиационный университет с тем, чтобы продолжить свой профессиональный путь именно у них, проводят экскурсии в аэропорту.

Страницы: 1 2 3 4 5

Новые статьи:

Проблемы взаимодействия инновационных компаний и вузов
В России взаимодействие государство – наука – бизнес имеет свою специфику. Первая особенность связана с достаточно слабой финансовой самостоятельностью российских регионов и муниципалитетов (на протяжении длительного времени наблюдался дефицит регионального и местных бюджетов) и, как следствие, с о ...

Правовые основы социальной поддержки алкоголезависимых семей, воспитывающих детей дошкольного возраста
Социальная поддержка алкоголезависимых семей, воспитывающих детей дошкольного возраста, основывается на нормах международного и российского законодательства. Конституция Российской Федерации признает приоритет общепризнанных принципов и норм международного права. Права семьи и детей закреплены в сл ...

Несобственные тройные интегралы
В случаях, когда область интегрирования простирается в бесконечность или подинтегральная функция перестает быть ограниченной вблизи особых точек, линий или поверхностей, несобственный тройной интеграл получается помощью дополнительного предельного перехода, исходя из собственного интеграла. Несобст ...

Разделы

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.detailededu.ru