Стадии умственного развития

Страница 2

На этой стадии ребенок усваивает основные понятия, необходимые для логического мышления. Это понятия постоянства, включения, последовательности и обратимости. Развитие здесь идет в основном на базе анализа и классификации — двух важнейших аспектов формирования понятий. С помощью конкретных операций ребенок на этой стадии способен классифицировать предметы по сходству и различию и включать подклассы в более широкие классы предметов. Он также учится последовательно располагать предметы по величине или весу. Он организует свое восприятие и познание окружающего мира так, чтобы облегчить интериоризацию внешних действий и затем пользоваться ими как мыслями на абстрактном и логическом уровнях.

Одна из важнейших особенностей III стадии, которую должен уяснить себе педагог, — это характер несообразностей, свойственный объяснениям детского возраста, сопровождающий ребенка вплоть до юношеского возраста. Он неспособен объять проблему в целом и учесть все обстоятельства одновременно. По мнению Макнотона, на конкретно операциональной стадии ребенку трудно абстрагироваться от конкретных связей, которые даны ему в непосредственном опыте, и построить возможные объяснения и гипотезы, с тем чтобы проверить их и установить степень расхождения с наблюдаемой ситуацией.

На конкретно операциональной стадии ребенок все еще испытывает трудности при умозаключениях, которые касаются предметов, непосредственно не воспринимаемых. При решении задачи о выборе самого большого города из трех названных, относительно которых указано, что Бирмингем меньше Лондона, но больше Саутгемптона, ребенок встает перед трудностью последовательного расположения объектов, заданных не в непосредственном опыте, а вербально, в речи. Пиаже указывает, что эту задачу редко кто в состоянии решить из детей в возрасте моложе 12 лет.

Быстрое умственное развитие становится возможным только после освоения ребенком важнейших умений конкретно операциональной стадии и когда эгоцентрическое мировоззрение больше его не сдерживает, и он мысленно может перебрать несколько вариантов решений задачи. Бирд приводит краткий перечень умений подростка, владеющего формальными операциями. Данный ниже список основан на ее работе, причем некоторые формулировки приводятся дословно.

Учащийся, достигший в своем развитии IV стадии, умеет: строить допущения и аргументировать их; выдвигать ряд гипотез, которые он способен выразить в виде логических предположений и проверить на практике; находить общие свойства, которые позволяют дать исчерпывающее определение, сформулировать общие закономерности и увидеть общий смысл, например, в поговорках и других речевых высказываниях; выходить за пределы непосредственно данного, ограниченного и знакомого в пространственных представлениях, осознавать бесконечно малые и строить воображаемые системы; осознавать акт собственного мышления, оценивать его и давать логическое обоснование своим суждениям; разбираться в большом разнообразии таких сложных связей, как, например, соотношения или корреляции.

При ознакомлении учителя с этим списком главным является то, что, поскольку эти способности развиваются у детей начиная примерно с 11 с половиной лет, существуют определенные ограничения относительно форм умственной активности, на которую дети способны до достижения ими полного развития. Важно, чтобы учитель также понимал, что умственное развитие детей одного и того же возраста может быть весьма различным. Например, ребенок, достигший конкретно операциональной стадии развития, может глубоко уяснить понятие постоянства, но отставать в усвоении последовательности. Очевидно также, что некоторые люди очень поздно достигают полного усвоения формальных операций, а некоторые вообще оказываются неспособными овладеть некоторыми аспектами логического мышления. Поэтому изложенное следует воспринимать, скорее, как некоторую схему для понимания особенностей развития мышления, а не как жесткое предписание.

Естественно, что такая важная и широко обсуждаемая теория, как теория Пиаже и его последователей, не избежала критических оценок. Критики этой теории выступили против экспериментально-клинического метода, поставили под сомнение соотношение возраста и стадий развития и выразили свое несогласие с некоторыми данными. Утверждалось, что Пиаже недооценил сложный характер развития речи, хотя именно она была для него важнейшим источником получения данных. Некоторые считали, что недостаточное внимание было уделено индивидуальным различиям у детей и разнообразию их личного жизненного опыта. Кроме того, недавно было высказано замечание о том, что Пиаже приписывает детскому мышлению излишне сложную структуру и систему. Некоторыми критиками, ссылавшимися на большое разнообразие индивидуального развития детей, ставилась под сомнение сама идея стадиальности.

Страницы: 1 2 3

Новые статьи:

Профессиональное самоопределение учащихся средствами технологической подготовки
Мы видим следующую цель уроков технологии - самоопределение, развитие и самореализация учащегося в его практической (профессиональной) деятельности, которая с помощью специальных методик (работа с мастером, групповая и индивидуальная рефлексия, личный интерес) тесно связана с индивидуально организу ...

Современные педагогические технологии
Среди наиболее часто используемых в образовательном процессе педагогических технологий, вследствие их высокой эффективности можно назвать технологии сотрудничества, развивающего обучения, проектирования, проблемного и модульного обучения, уровневой дифференциации, а так же групповые и игровые техно ...

Развитие отечественной педагогики после 1917 года
Переломным рубежом в развитии отечественного историко-педагогического процесса стала Октябрьская революция. Первый значительный программный документ советского правительства по вопросам образования - "Основные принципы единой трудовой школы" (1918) - был проникнут духом революционной рома ...

Разделы

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.detailededu.ru