Стадии умственного развития

Страница 1

Взрослые способны выполнять умственные операции на высоком уровне абстракции и логики. Для педагогов одним из наиболее важных аспектов работы Пиаже является выделение им стадий, которые необходимы для усвоения формальных операций. Познакомимся с краткой характеристикой этих стадий.

Таблица 2-2

I Сенсомоторная стадия

На этой стадии развитие ребенка зависит от действий, движений и восприятий, полученных на основе ощущений, которые координируются достаточно устойчиво. Пиаже описывает, каким образом без помощи речи у ребенка начинают вырабатываться структуры благодаря умственной активности. Одним из основных достижений на сенсомоторной стадии является возникновение структуры постоянства (сохранения объекта, когда, например, ребенок понимает, что, хотя мяч закатился за стул, он там и останется и, следовательно, его можно достать оттуда позднее). На этой стадии начинают также возникать представления о пространстве, времени и причинности. Следующим важным достижением является осознание возможной обратимости действия, когда ребенок обнаруживает, что он не только может добраться от А до Б, но и вернуться тем же путем от Б до А. Это еще не закрепляется в мысли, но запоминается в действии, образуя то, что называется сенсомоторным научением.

II (А) Допонятийная стадия

Стадия называется допонятийиой, так как ребенок еще не способен выполнять полностью интериоризованные умственные действия. Он еще тесно привязан к непосредственному восприятию и эгоцентрическому мироощущению и не может смотреть на вещи с точки зрения другого человека. Начиная с полутора лет, по мере развития речи, игра становится для ребенка символической, и он уже способен представлять себе предметы в их отсутствие. Так, картонная коробка может стать пароходом или домом, а с помощью слов ребенок начинает называть предметы, которые отсутствуют в его непосредственном чувственном опыте, то есть когда они находятся вне поля его зрения. Это позволяет ему воссоздавать прошлое и планировать ближайшее будущее. Начинается интериоризация в мысль подражательных и неподражательных действий и закрепление их с помощью речи. Но поскольку на этой стадии еще отсутствует способность усваивать понятия индуктивным путем, идя от конкретных случаев к обобщениям, она расценивается как "допонятийная". Ребенок скорее пользуется трансдуктивным мышлением, переходя от одного конкретного случая к другому. Чайлд (Child, 1973) приводит пример, когда его дочь в возрасте трех с половиной лет, видя, как ее мать причесывается, воскликнула: "Мама причесывается. Она идет в магазин". Умозаключение здесь шло по модели: поскольку А однажды совпало с Б, то А всегда должно происходить совместно с Б.

II (Б) Интуитивная стадия

На этой стадии ребенок еще зависит от непосредственных впечатлений о воспринимаемой действительности, поэтому формирование мысли происходит у него импрессионистически, или интуитивно. При попытке объяснить что-либо он вполне удовлетворяется одним фактом, основывая на нем целиком весь вывод. Одна из основных особенностей этой стадии заключается в том, что у ребенка отсутствует понятие постоянства (сохранения). В первой позиции ребенок видит два одинаковых по форме глиняных шарика и согласится, что у них одинаковый вес. Во второй позиции один из шариков раскатан в виде колбаски, и на вопрос о том, который из них тяжелее, ребенок может ответить, что этот последний легче, так как он тоньше. У него, как принято говорить, еще не сформировалось понятие о возможной сохранности веса, и поэтому в своем выводе он опирается только на одну черту объекта, в данном случае на размер и форму фигур, не имея представления об обратимости; у него отсутствует осознание того, что колбаску можно опять превратить в шар. На интуитивной стадии мышления у ребенка еще не сформировалось понятие о сохранении веса, числа, объема и количества. Он еще всецело зависит от непосредственного восприятия, а не от умозаключений. Понятие постоянства чего-либо развивается на следующей, конкретно операциональной стадии.

III Конкретно операциональная стадия

Страницы: 1 2 3

Новые статьи:

Функции знаний
Многозначность в определении понятия "знание" обусловлена тем множеством функций, которое реализуется знанием. Так, например, в дидактике знание может выступать и как то, что должно быть усвоено, т.е. в качестве целей обучения, и как результат осуществления дидактического замысла, и как с ...

Виды чтения, особенности обучения экстенсивному чтению
В зависимости от цели чтения читающий будет использовать одну из стратегий подхода к работе с текстом или один из типов чтения (чтение по диагонали, «сканирование» текста, интенсивное и экстенсивное чтение). При чтении по диагонали мы пробегаем глазами страницы, чтобы получить общее представление о ...

Характеристика рабочей программы по дисциплине "Агрохимия"
В образовательном процессе КрасГАУ присутствует дисциплина "Агрохимия". Ниже приводится сокращенный вариант характеристики рабочей программы по этой дисциплине. Цели и задачи дисциплины "Агрохимия", ее место в учебном процессе: Цель преподавания дисциплины: формирование представ ...

Разделы

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.detailededu.ru