Закономерности развития детской речи в норме и условиях ее нарушения

Страница 1

Если сравнивать пути усвоения родного языка детьми, сообщаемые исследователям нормальной детской речи, с путями становления детской речи при нарушении ее развития, то нельзя не заметить в них определенного сходства: какая бы форма патологии речи (при сохраненном интеллекте) ни была присуща ребенку, он не минует в своем развитии трех основных периодов, которые выделены Александром Николаевичем Гвоздевым в его исследовании «Вопросы изучения детской речи» (1961).

Например, первый уровень речевого развития, который характеризуется в логопедии как «отсутствие общеупотребительных словесных средств общения», легко соотносится с первым периодом, названным А.Н. Гвоздевым «Однословное предложение. Предложение из двух слов-корней».

Второй уровень аномального развития речи, который описывается в логопедии как «зачатки фразовой речи» соответствует периоду нормы «Усвоения грамматической структуры предложения».

Третий уровень аномального речевого развития характеризуется как «обиходная фразовая речь с пробелами лексико-грамматического и фонетического строя», представляет собой своеобразный вариант периода усвоения ребенком морфологической системы языка.

Разумеется, ни одна периодизация не может отразить всей сложности диалектического взаимопроникновения этапов развития и сосуществования в каждом последующем этапе качеств предшествующего. «При всей условности периодизация нужна как для учета меняющихся качеств психики в онтогенезе, для разработки дифференцированных приемов воспитания и обогащения знаниями адекватного уровня, так и для создания системы профилактики .»

Ушаков К.Г. Детская психиатрия. М., 1973.-с.65-66.

Первые детские слова

Анализ первых отдельных слов при нормальном и нарушенном развитии речи показывает, что первые 3-5 слов ребенка по своему звуковому составу очень близки к словам взрослого: мама, папа, баба, дай, ам, бух.

Время появления первых слов у детей в норме и условиях патологии также не имеет существенных различий.

Те звуковые проявления лепечущего ребенка, которые совпадают по звукопроизношению со словами взрослого, закрепляются.

Начинающий говорить ребенок не принимает трудных слов, при усвоении детьми трудных слов легче схватываются такие, как ам-ам, би-би, ребенок вместо трудно произносимого слова вставляет легкое, "трафаретное".

Как в норме, так и в патологии имеется момент, когда дети охотно повторяют только определенный набор «своих» слов. Эти первоначальные слова ребенка, назовем их условно «слова собственного начального лексикона» в своем звуковом оформлении близки к словам взрослых, обращенных к ребенку (мама, папа, дай, мяу, ам и т.п.).

В ходе дальнейшего развития несовершенство моторной координации органов артикуляции заставляет ребенка отказаться от пути точной передачи звукового состава слов и перейти к воспроизведению не звуковых, а ритмико-слоговых и интонационных характеристик вновь усваиваемого словесного материала, например: «тититики» (кирпичики).

Переход от простого имитирования звуков к репродуцированию слов по составляющей его акцентуальной и просодической модели или части ее открывает возможности к накоплению нового словарного запаса и переводит ребенка из категории детей не говорящих в категорию плохо говорящих.

Первые слова детей в норме и патологии речи характеризуются полисемантизмом: одно и тоже звукосочетание в различных случаях служит выражением разных значений, и эти значения становятся понятными только благодаря ситуации и интонации.

Период развития, в течение которого ребенок пользуется только отдельными словами, без объединения их в двухсловное аморфное предложение, называется периодом слова-предложения, или однословного предложения.

При нормальном развитии этот период господствует в речи ребенка в течение полугода и включает в себя небольшое количество словесных единиц.

Первые словесные сочетания. Первый шаг в развитии детской речи состоит в том, что ребенок в одном высказывании объединяет два, а затем три слова.

Эти первые словосочетания либо заимствованы целиком из речи окружающих, либо являются творчеством ребенка, на что указывает их оригинальный характер.

Характерной чертой этого периода является то, что ребенок совершенно не способен использовать усвоенное им слово в двух-трех грамматических формах, например, слово мама (именительного падежа) однотипно используется в конструкции «люблю мама» и «гулял мама» (гулял с мамой). Форма «сядь» употребляется вместо форм сидит, сижу и т.п.

Слова, употребляемые детьми в первоначальных словесных комбинациях, используются ими в той форме, в какой они были извлечены из речи окружающих, без переструктурирования их в нужную грамматическую форму в связи с конструкцией своего собственного высказывания. Это явление наиболее демонстративно обнаруживает себя в использовании детьми инфинитивно-императивных форм глагола на месте изъявительного наклонения.

Страницы: 1 2 3

Новые статьи:

Психолого-педагогические особенности обогащения лексического запаса младших школьников
После того как ребенку исполняется годик, он пытается произносить первые в его жизни слова. Обычно дети начинают говорить в 12-15 месяцев. Это, конечно, не означает, что все у малыша получается четко и складно. Более трудные слова он пока еще не может выговаривать. Однако даже по отдельным, неправи ...

Работа с числительными на уроке и вне уроке
Имена числительные - это слова, обозначающие количество (отвечают на вопрос сколько?) или порядок предметов при счете (отвечают на вопросы который? какой?), например: одиннадцать (человек), одиннадцатый (номер). Числительные, обозначающие количество, называются количественными (например, один, деся ...

Школа – территория здоровья
Большие возможности в формировании ЗОЖ имеются у школы. В содержании учебного процесса предусмотрено ряд дисциплин: валеология, ОБЖ, физическая культура, а также в ходе внеклассной работы используются различные формы и методы по формированию ЗОЖ школьников. Среди них можно назвать такие, как классн ...

Разделы

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.detailededu.ru