Таким образом, культурно-досуговая среда выступает в роли пространства для деятельности, где осуществляются переживания ценностного состояния, что являет собой культуру, духовные ценности, которой – живая основа личности, ее образа жизни.
Еще одним важным условием совершенствования деятельности досуга является знание специфических особенностей восприятия культурно-досуговой среды. Восприятие можно рассматривать как чувственный образ внешних характеристик предметов и процессов материального мира, непосредственно воздействующих на человека.
Гармоничность культурно-досуговой среды, обусловливается соблюдением основных критериев ее восприятия и оценок:
а) осознание (человеком) себя в культурно-досуговой среде, способность ориентироваться в ней, в ее культурном значении; самооценка, выражающаяся в ощущении спокойствия, уверенности, одухотворенности, комфорта, идентификации себя с эстетикой данной культурно-досуговой среды;
б) собственно эстетическая оценка, взывающая чувства радости, изумления; образ культурно-досуговой среды, его эстетическое наполнение определяет ощущение причастности не только к культурно-досуговой среде, но и к внешней среде обитания – дому, городу, краю;
в) оценка социальной значимости культурно-досугсвой среды включает: осознание значимости исторического культурного прошлого, современности, память о событиях и людях, памятниках культуры, искусства, чувства гордости, уважения и самоуважения, ощущение причастности к культуре, искусству и истории;
г) оценка практических удобств и психологического комфорта, микроклимата культурно-досуговой среды, что формирует общее представление о степени взаимного соответствия (или несоответствия) уровня культуры человека и культурно-досуговой среды.
Культурно-досуговые программы, рассчитанные на массовую аудиторию, всегда порождают различные игровые формы поведения как следствие восприятия других присутствующих людей в качестве персонажей действия. Это могут группы и отдельные знакомые и незнакомые люди. Уединенность в публичных мероприятиях не исключает, а скорее усиливает ролевую деятельность.
Таким образом, в наше время происходит развитие положительных тенденций по созданию эстетической формы культурно-досуговой среды, адекватной современным социально-культурным потребностям общества.
При создании современных досуговых должны учитываться не только психологические закономерности взаимодействия молодежи в клубных объединениях, учет многообразия связей между людьми в процессе общения, личные и групповые интересы, мотивы посещения, но и хотя бы самые общие особенности эстетических интенций людей, складывающихся закономерно, в рамках представлений в современной массовой культуре.
Досуг – деятельность в свободное время вне сферы общественного и бытового труда, благодаря которой индивид восстанавливает свою способность к труду и развивает в себе в основном те умения и способности, которые невозможно усовершенствовать в сфере трудовой деятельности. Раз досуг – деятельность, то это означает, что он не пустое время провождение, не простое бездельничанье и вместе с тем не по принципу: «что хочу, то и делаю». Это деятельность, осуществляемая в русле определенных интересов и целей, в том числе эстетических, которые ставит перед собой человек. Усвоение культурных ценностей, познание нового, любительский труд, творчество, физкультура и спорт, туризм, путешествия – вот чем и еще многим другим может быть занят он в свободное время. Все эти занятия укажут на достигнутый уровень культуры о досуга.
От умения направлять свою деятельность в часы досуга на достижение общезначимых целей, реализацию своей жизненной программы, развитие и совершенствование своих сущностных сил, во многом зависит социальное самочувствие ребенка, его удовлетворенность своим свободным временем.
Особенности управления
начальной общеобразовательной школой в условиях перехода на ФГОС
Начальная школа – самоценный, принципиально новый этап в жизни ребёнка: начинается систематическое обучение в образовательном учреждении, расширяется сфера его взаимодействия с окружающим миром, изменяется социальный статус и увеличивается потребность в самовыражении. С поступлением в школу ребёнок ...
Успешный опыт реализации схем взаимодействия
инновационных компаний и вузов в развивающихся странах
В 2003 г. на XVI съезде Коммунистической партии Китая была утверждена программа социально-экономического развития страны до 2020 г., нацеленная на создание базы, обеспечивающей к 2050 г. коренную модернизацию экономики Китая, превращение его в богатое, демократическое и цивилизованное государство. ...
Исследование спроса на услугу проектируемого
детского дошкольного учреждения
Условия современного рынка образовательных услуг (быстроизменяющаяся внешняя среда, конкурентная борьба, высокая степень предъявляемых требований и т.д.) диктуют необходимость повышенного внимания к данному вопросу и своевременного реагирования. Упрощенно процесс стратегического планирования можно ...