Таким образом, культурно-досуговая среда выступает в роли пространства для деятельности, где осуществляются переживания ценностного состояния, что являет собой культуру, духовные ценности, которой – живая основа личности, ее образа жизни.
Еще одним важным условием совершенствования деятельности досуга является знание специфических особенностей восприятия культурно-досуговой среды. Восприятие можно рассматривать как чувственный образ внешних характеристик предметов и процессов материального мира, непосредственно воздействующих на человека.
Гармоничность культурно-досуговой среды, обусловливается соблюдением основных критериев ее восприятия и оценок:
а) осознание (человеком) себя в культурно-досуговой среде, способность ориентироваться в ней, в ее культурном значении; самооценка, выражающаяся в ощущении спокойствия, уверенности, одухотворенности, комфорта, идентификации себя с эстетикой данной культурно-досуговой среды;
б) собственно эстетическая оценка, взывающая чувства радости, изумления; образ культурно-досуговой среды, его эстетическое наполнение определяет ощущение причастности не только к культурно-досуговой среде, но и к внешней среде обитания – дому, городу, краю;
в) оценка социальной значимости культурно-досугсвой среды включает: осознание значимости исторического культурного прошлого, современности, память о событиях и людях, памятниках культуры, искусства, чувства гордости, уважения и самоуважения, ощущение причастности к культуре, искусству и истории;
г) оценка практических удобств и психологического комфорта, микроклимата культурно-досуговой среды, что формирует общее представление о степени взаимного соответствия (или несоответствия) уровня культуры человека и культурно-досуговой среды.
Культурно-досуговые программы, рассчитанные на массовую аудиторию, всегда порождают различные игровые формы поведения как следствие восприятия других присутствующих людей в качестве персонажей действия. Это могут группы и отдельные знакомые и незнакомые люди. Уединенность в публичных мероприятиях не исключает, а скорее усиливает ролевую деятельность.
Таким образом, в наше время происходит развитие положительных тенденций по созданию эстетической формы культурно-досуговой среды, адекватной современным социально-культурным потребностям общества.
При создании современных досуговых должны учитываться не только психологические закономерности взаимодействия молодежи в клубных объединениях, учет многообразия связей между людьми в процессе общения, личные и групповые интересы, мотивы посещения, но и хотя бы самые общие особенности эстетических интенций людей, складывающихся закономерно, в рамках представлений в современной массовой культуре.
Досуг – деятельность в свободное время вне сферы общественного и бытового труда, благодаря которой индивид восстанавливает свою способность к труду и развивает в себе в основном те умения и способности, которые невозможно усовершенствовать в сфере трудовой деятельности. Раз досуг – деятельность, то это означает, что он не пустое время провождение, не простое бездельничанье и вместе с тем не по принципу: «что хочу, то и делаю». Это деятельность, осуществляемая в русле определенных интересов и целей, в том числе эстетических, которые ставит перед собой человек. Усвоение культурных ценностей, познание нового, любительский труд, творчество, физкультура и спорт, туризм, путешествия – вот чем и еще многим другим может быть занят он в свободное время. Все эти занятия укажут на достигнутый уровень культуры о досуга.
От умения направлять свою деятельность в часы досуга на достижение общезначимых целей, реализацию своей жизненной программы, развитие и совершенствование своих сущностных сил, во многом зависит социальное самочувствие ребенка, его удовлетворенность своим свободным временем.
Теоретические обоснования универсальных учебных действий
Информационное общество требует от человека способности к самостоятельному обучению в течение постоянно меняющейся жизни, готовности к самостоятельным действиям и принятию решений. Мерой способности человека включаться в деятельность может выступать совокупность компетентностей. Для школьной образо ...
Анализ литературы содержания дидактических игр по формированию словаря
детей раннего возраста
В книге Бондаренко А.К., рассказаны основные функции, основные виды и структура дидактических игр; показана возможность использования дидактической игры в различных её функциях. В книгу включены разные виды дидактических игр. Они сгруппированы с учётом возрастных особенностей и закономерностей разв ...
Методические рекомендации по формированию связной речи детей
старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи в процессе
рассказывания по сюжетной картинке
речь логопедический дошкольник принцип Методические рекомендации разработаны с учетом работ следующих авторов: Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной, В.И. Селиверстова и др., а также с учетом программы Филичевой Т.Б., Чиркиной Г.В. "Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специа ...